Как рынок прямых продаж преодолел кризисный 2015-й

28.03.2016
2078

biznestoday.ru

Подсчет результатов за прошлый год, проведенный Украинской ассоциацией прямых продаж, показал, что прямые продажи в стране выросли почти на 30% и достигли 5,3 млрд гривен (без учета НДС). Об успехах и дальнейших перспективах этого сегмента рынка специально для Forbes рассказал Томаш Мурас, председатель совета директоров УАПП

Прямые продажи занимают значительную долю парфюмерно-косметического рынка, чистящих средств, товаров для здорового образа жизни. И хотя экономические потрясения не обошли нас стороной, и в единицах продукции мы констатируем снижение на 22%, количество покупок осталось практически тем же, что и год назад — 9,3 млн заказов в год. При этом количество дистрибьюторов, которые продвигают продукцию компании прямых продаж на рынке, составляет более миллиона человек — как и в 2014 году.

Другими словами, экономическая ситуация повлияла на объемы разовых покупок украинских потребителей, но существенно не сказалась ни на частоте заказов, ни на количестве заказчиков. Отрасль сохранила своего покупателя, и это большая победа, учитывая, что компании предлагают импортную продукцию из США, ЕС, и напрямую зависят от курса гривны.

Сейчас открытым вопросом остается, насколько долго экономика Украины будет восстанавливаться. Если мы увидим улучшение в ближайшие годы — это один сценарий для участников рынка. Они готовы потуже затянуть пояса и работать в два раза больше, чтобы получить прежний результат. Но если придется настраиваться на длительный кризисный период — это уже другой сценарий, пока малоизвестный, поскольку подобного опыта на украинском рынке еще не было.

Особенность прямых продаж в том, что они опираются на предпринимательскую инициативу. Это дает отрасли дополнительную устойчивость в сравнении с отраслями, использующими другие виды дистрибуции. В прошлом году малый бизнес лихорадило от новостей о налоговой реформе. Несмотря на невысокий уровень ставок налогообложения, массового открытия новых бизнесов в Украине не происходит.

«Бума» малого предпринимательства, который мы могли наблюдать после реформ в Польше и других странах Восточной Европы, сейчас в Украине нет. Неуверенность в будущем и экономическая нестабильность сдерживают украинцев. Им нужна поддержка, чтобы сделать первый шаг, нужны позитивные новости о содействии предпринимательству, а не устрашающие сценарии об умножении налогов и усложнении администрирования в бизнесе. Предпринимательство остается пока самым реальным вариантом повышения уровня жизни украинской семьи, поскольку сокращение рабочих мест и инвестиций усложняет ситуацию на рынке труда.

Улучшение предпринимательского климата стимулирует отрасль прямых продаж в любой стране мира. По нашим подсчетам, примерно 36% дистрибьюторов в Украине — это молодежь до 35 лет. Молодые инициативные украинцы, которые не боятся пробовать что-то новое, готовы много работать и зарабатывать, и при этом хотят самостоятельно распоряжаться своим временем. Это самая активная часть людей не только для нашей отрасли, но для всей страны. Важно удержать их в Украине, дать им возможности для заработка. 

Прямые продажи во всем мире обычно воспринимаются как «женский бизнес». Тем не менее доля мужчин-дистрибьюторов в Украине увеличивается примерно на 2% в год и сейчас составляет уже 18%. Такое же соотношение мужчин и женщин в прямых продажах в целом по Европе.

Наибольшее количество дистрибьюторов мы отмечаем в Киеве (почти 11% от общего числа), Днепропетровске (почти 9%), Одессе (8,5%) и Харькове (7%). Еще два года назад в список топ-регионов входили восточные области Украины, однако многие предприниматели перенесли свой бизнес в другие области, продолжая заниматься тем же делом, и за это время восстановив свои обороты. Все это еще раз подтверждает, что взаимодействие частных предпринимателей и крупных компаний имеет ключевое значение для нашей отрасли. 

/Украинская ассоциация прямых продаж (УАПП) — объединение компаний, осуществляющих деятельность в сфере прямых продаж товаров и услуг в Украине. Создана в 2001 году для содействия развитию индустрии путем внедрения высоких стандартов обслуживания потребителей, этического и ответственного ведения бизнеса. УАПП входит в Европейскую ассоциацию прямых продаж (SELDIA) и Всемирную федерацию ассоциаций прямых продаж (WFDSA). Членами УАПП являются ведущие компании прямых продаж: «Эмвей Украина», «Эйвон Косметикс Юкрэйн», «Фаберлик-Украина», «Форевер Ливинг Продактс Юкрейн», «Мэри Кэй (Украина) Лимитэд», «Орифлэйм Косметикс Украина» и др./

Источник: forbes.net.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.