Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
В первом полугодии объем рынка прямых продаж вырос и в натуральных показателях, и в деньгах
www.companion.ua
Компании, работающие по принципу прямых продаж, стойко переживают украинский кризис последних двух лет. В первом полугодии 2015 года объемы продаж выросли не только в деньгах, но и в натуральных показателях. Чему ритейлеры могли бы поучиться у таких компаний?
По информации Украинской ассоциации прямых продаж (УАПП), в первом полугодии 2015-го объем рынка прямых продаж вырос на 37% по сравнению с тем же периодом 2014 года и составил 2,6 млрд грн. Рост произошел не только в денежном, но и в натуральном показателях — компании прямых продаж реализовали на 7,7% больше единиц продукции. «Мы объясняем эти тенденции успешной политикой сдерживания цен на продукцию, а также тем, что во втором квартале начался активный рост количества дистрибьюторов-предпринимателей», — рассказывает председатель Совета УАПП Томаш Мурас. По его словам, среди всех товарных категорий, которые продаются через канал прямых продаж, наибольшим спросом пользуется декоративная косметика, парфюмерия, а также средства личной гигиены. По итогам шести месяцев текущего года эта продукция составила около 70% рынка прямых продаж.
Объем продаж парфюмерии в денежном выражении увеличился на 49%, декоративной косметики — на 36%, а средств личной гигиены (по уходу за волосами, кожей, полостью рта, а также средств для ванны и душа) — на 32% по сравнению с первым полугодием 2014-го. Средства по уходу за волосами стали одной из наиболее динамичных категорий, показав рост на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «При этом я не могу не отметить еще одну стабильно растущую продуктовую категорию — это товары для здорового образа жизни, прирост продаж по которой составил 41% за этот же период», — говорит Томаш Мурас.
Менеджер по рекламе и связям с общественностью Mary Kay Людмила Павличенко рассказывает, что потребители отдают предпочтение основному набору по уходу за кожей и must have продуктам из декоративной косметики: помада, пудра, тушь для ресниц и т. д. «А отказываются в первую очередь от дополнительных средств по уходу за кожей, сывороток, масок», — отмечает Павличенко.
В Oriflame рассказывают, что компания подняла цены на продукцию меньше уровня девальвации валюты за последних два года. Также в компании снизили необходимый объем продаж для получения дополнительной скидки и бесплатной доставки.
УАПП констатирует, что около 1 млн украинцев сотрудничают с компаниями прямых продаж в 2015 году в качестве постоянных клиентов и дистрибьюторов. Из них около 50 000 зарегистрированы как частные предприниматели.
Конкурентами Mary Kay Людмила Павличенко называет магазины специализированной розницы, компании прямых продаж, а также онлайн-магазины. «С некоторыми мы конкурируем по ассортименту продукции, с некоторыми — по каналу продаж», — объясняет Людмила Павличенко.
Oriflame Украина отмечает конкуренцию со стороны как компаний по прямым продажам, так и брендов розничной торговли, таких как L'oreal, Nivea.
Томаш Мурас считает, что компании прямых продаж становятся омниканальными и используют в своей работе возможности цифровой эры. На украинском рынке работают преимущественно глобальные компании прямых продаж, и все инновационные подходы быстро внедряются в Украине. «Компании прямых продаж будут разрабатывать и предлагать дистрибьюторам программы, еще более ориентированные на возможности получения стабильного дополнительного дохода в этом бизнесе уже в первые месяцы после старта, — говорит Томаш Мурас. — Делается еще больший фокус на обучении тех людей, которые хотят строить карьеру в прямых продажах; при этом программы будут еще более сегментированы под потребности дистрибьюторов — например, для молодого поколения или, наоборот, для тех, кому за 50».
Финансовые показатели компаний прямых продаж
По информации издательства «Экономика»
Автор: Александр Шокун