Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Рынок бытовой техники и электроники в Украине во II квартале 2015-го сократился на 17% — GfK Ukraine
tehnoshops.com.ua
Рынок бытовой техники и электроники в Украине во втором квартале 2015-го составил 8,2 млрд грн, что на 17% меньше, чем в 2014 году
Такие показатели частично являются следствием прошлогоднего всплеска продаж весенней волны девальвации. Отрицательная динамика наблюдалась почти во всех секторах рынка, исключение составляет только рынок телекоммуникаций, что вырос на 2%, и офисная техника, которая осталась на прошлогоднем уровне. Остальные сектора пошли на спад: информационные технологии — на 13%; мелкая и крупная бытовая техника — 15 и 25% соответственно. Рекордное падение продемонстрировали сектора бытовой электроники и фототехники — 35 и 39%.
Динамика продаж на рынке бытовой техники и электроники в Украине
Телекоммуникационное оборудование:
Вопреки всем невзгодам объем реализации телекоммуникационного оборудования во втором квартале 2015-го составил 2,3 млрд грн, что лишь на 2% превышает показатель второго квартала 2014 года. Группа смартфонов продолжает демонстрировать рост в денежном выражении (+ 11%) благодаря увеличению цены на 69%, тогда как в натуральных показателях продажи сократились на треть. Как и раньше, смартфоны с двумя SIM-картами, оснащенные камерой с разрешением 5 или 8 мегапикселей, наиболее популярны среди потребителей. В структуре продаж преобладают устройства с диагональю экрана 4–5 дюймов. При этом прослеживается тенденция к росту продаж смартфонов с диагональю экрана более 5 дюймов, однако динамика пока что слабая из-за высокой цены. Группа мобильных телефонов продолжает сокращаться.
Офисная техника: нулевая динамика
Объем рынка офисной техники во втором квартале 2015-го остался на том же уровне, что и год назад. Ключевые позиции сохраняются за МФУ, объем продаж которых по результатам трех месяцев достигает почти 100 млн грн. Сегмент принтеров продемонстрировал незначительное падение по сравнению со вторым кварталом прошлого года.
Информационные технологии: очередная смена тренда
После роста в первом квартале рынок IT-техники во второй четверти 2015-го вновь вернулся к негативному тренду и снизился на 13%. Благодаря относительно удачному первому кварталу по результатам полугодия рынок упал только на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Примечательно, что динамика сильно дифференцирована по категориям. Объемы таких рынков, как ноутбуки, стационарные компьютеры, планшеты, электронные книги, в апреле-июне показали падение на 20% по сравнению с прошлогодними показателями. Зато объем рынка накопителей вырос на 50%, что прежде всего связано с повышением цен, а также с продажами нового сегмента SSD.
Мелкая бытовая техника: падение набирает обороты
Во втором квартале рынок мелкой бытовой техники составил около 878 млн грн, что на 15% меньше, чем во втором квартале 2014 года. Замедление динамики или усиление негативного тренда состоялось почти во всех группах мелкой бытовой техники. Однако группа «уход за собой» выросла на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — это один из лучших результатов по сектору. Группа «уход за домом» своим падением обязана пылесосам, которые и в дальнейшем сдают свои позиции на рынке. Наибольший спад произошел в категории «техника для кухни», поскольку существенно уменьшились объемы продаж мультиварок. Чайники в этой категории продемонстрировали лучшую динамику — на уровне + 18%, добавив 2 пункта доли рынка.
Крупная бытовая техника: тотальное падение
Во втором квартале 2015 года рынок крупной бытовой техники составил 1,8 млрд грн, что почти на четверть меньше прошлогоднего результата. Во всех группах наблюдается падение. Одной из наиболее устойчивых категорий остается встроенная техника для кухни, в частности вытяжки. Они показали лишь незначительный минус по сравнению с 2014 годом. В свою очередь варочные поверхности потеряли почти треть продаж в денежном эквиваленте, однако спрос на них все же больше, чем на духовые шкафы. Независимые плиты потеряли сильнее всех категорий. Объем продаж стиральных машин сократился на 25% в деньгах, однако эта группа все еще составляет четвертую часть всех покупок крупной бытовой техники. В 2015 году начало горячего сезона для холодильного оборудования сместилось на середину лета, поэтому в апреле — июне морозильные камеры и холодильники показали падение в среднем на 32%.
Бытовая электроника: значительное ухудшение ситуации
Во втором квартале 2015-го ускорились темпы падения продаж бытовой электроники — денежный объем рынка уменьшился на 36%. Особенно резко упали продажи DVD-проигрывателей. Благодаря росту спроса на экшен-камеры группа видеокамер продемонстрировала самые медленные темпы падения. Категория телевизоров впервые демонстрирует такое чувствительное сокращение продаж — около 40%. К этому спаду привели сегменты SmartTV и 3D. В противоположность им новые сегменты UltraHD и телевизоры с вогнутым экраном наращивают свою долю.
Фоторынок: сектор минимизируется
Рынок фотоаппаратов продолжил негативную динамику первого квартала 2015 года: больше всего сократились продажи компактных и зеркальных камер. Системные камеры, которые ранее демонстрировали лучшие показатели, чем другие сегменты фототехники, соответственно, упали меньше всего. Из зеркальных фотокамер лучшие показатели спроса продемонстрировали профессиональные дорогие камеры. Вследствие изменений в отчетности TEMAX объективы, которые продавались в комплекте с телом фотокамеры, отныне перешли в категорию фотокамер. В категорию объективов сейчас входят только те, которые продаются отдельно от тела камеры.
GfK TEMAX® Украина: истощение рынка после всплеска продаж в феврале
В то время как первый квартал выглядел сравнительно оптимистично, несмотря на текущую ситуацию в стране, второй квартал продемонстрировал картину влияния состояния экономики на потребительский спрос. И в дальнейшем сохраняется высокое расхождение между темпами развития в натуральном и денежном измерениях, однако теперь, в отличие от первого квартала, оба показателя отрицательные. Наибольшее падение наблюдалось в апреле и мае. К этому привели, с одной стороны, высокие результаты продаж аналогичного периода прошлого года, а с другой — дальнейшее падение покупательной способности населения из-за роста цен. Июнь демонстрирует несколько лучшую динамику, даря каплю оптимизма на будущее, однако показатели темпов развития имеют знак «минус» даже в денежном выражении. В целом интернет демонстрирует значительно лучшую динамику, чем канал традиционной розничной торговли. Однако этот фактор не может привести к существенному улучшению ситуации на рынке в целом.
Результаты в форме таблицы
Источник: GfK Ukraine