Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Восстановление после пандемии, рост доставки, диджитализация и дискаунтеры: эксперты Colliers назвали основные тенденции в украинском ритейле
Фото: Depositphotos
Эксперты Colliers в своем отчете ExCEEding Borders о торговой недвижимости и рынке дискаунтеров региона ЦВЕ проанализировали ситуацию на 16 рынках торговой недвижимости. Публикуем выводы, касающиеся Украины.
Состояние розничной торговли на конец 2021 года
Украинский рынок розничной торговли восстанавливается после пандемии, реагируя на повышение покупательной способности и настроения населения.
В условиях возрастающей конкуренции торговые центры внедряют современные концепции и инновации, уделяя пристальное внимание удобствам и развлечениям, чтобы посетители могли делать покупки и проводить время максимально удобно и комфортно. По данным Colliers, сейчас в Украине функционирует 101 торговый центр, а годовая покупательная способность на душу населения составляет 1 734 EUR. Это один из самых низких показателей в регионе. Например, в соседних Польше и Беларуси она составляет 7 082 EUR и 2 720 EUR соответственно.
Среди трендов омниканальная розница становится одним из направлений, поддерживающих жизнь бизнеса, в том числе в период кризиса. Торговые центры трансформируют и развивают свои объекты как места общения, времяпрепровождения, а не только шопинга. Растущая конкуренция вынуждает существующие торговые центры перестраивать и модернизировать свои помещения.
ТРЦ Respublika Park, Фото: bzh.life
Рынок дискаунтеров в Украине
В Украине продолжает активно развиваться рынок продуктовых и непродовольственных дискаунтеров. Теперь он насыщен только локальными операторами.
Учитывая тот факт, что в большинстве городов уровень доходов ниже, чем, например, в столице, украинский рынок благоприятен для дискаунтеров. Например, в июле 2021 года Emerging Europe Growth Fund приобрел миноритарный пакет сети дискаунтеров “Аврора” для ее развития.
Сети дискаунтеров продуктовых и непродовольственных товаров открываются в основном в регионах и небольших городах, близких к целевой аудитории. Однако критерии зависят от формата конкретной сети и местоположения. Крупнейшая продуктовая сеть "АТБ", как по обороту, так и по количеству магазинов (примерно 1270 магазинов), планирует открывать магазины в густонаселенных районах, чтобы охватить все регионы.
Развитие диджитала и e-commerce
Пандемия усилила диджитализацию всех процессов, а также резко ускорила развитие e-commerce. Согласно опросу, проведенному Colliers Ukraine в мае 2021 года, онлайн-продажи покрывают более высокий процент операционных расходов, чем в весенний карантин 2020 года.
Также ряд операторов расширили продуктовую линейку и сделали ставку на импульсные покупки с учетом роста спроса на отдельные группы товаров в период карантина.
Торговые центры стали еще более цифровыми и продолжают общаться с посетителями с помощью различных приложений, розыгрышей, коммуникаций через блогеров и стилистов. Кроме того, они трансформируют свои процессы и интегрируют различные модели работы. Например, в связи с быстрым ростом онлайн-продаж, ЦУМ в Киеве открыл точку click & collect, которая является посреднической зоной между покупками онлайн и офлайн.
Фото: ЦУМ
Пандемия и ограничения ускорили рост доставки продовольственных и непродовольственных товаров. Ритейлеры продуктовых и непродовольственных товаров продолжают развивать свои собственные службы доставки. Есть ряд продуктовых сетей, работающих только онлайн.
За последние несколько лет значительно вырос рынок услуг доставки, на котором работают такие службы как Glovo и Rocket. Есть также новые игроки, которые вводят тенденцию работать только онлайн, без какого-либо физического присутствия, доставляя из дарк сторов или дарк китчен.
Фото: Depositphotos