Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как гео-оптимизация может помочь в увеличении клиентской базы? Рассказывает Senior Data Scientist McKinsey Александр Харчистов
Фото: Depositphotos
О том, как оптимизировать сеть магазинов с широкой географией и повлиять на клиентскую базу и прибыль, рассказал Александр Харчистов, Senior Data Scientist McKinsey во время вебинара Case Study по прогнозированию.
Что такое гео-оптимизация?
Гео-оптимизация — это анализ локаций с целью оптимизации торговых точек, увеличения прибыли и клиентской базы. С помощью data science и с использованием таких инструментов, можно прогнозировать несколько сценариев гео-оптимизации:
- Модель оценки потенциала новых торговых точек. Прогноз ожидаемого клиентопотока и финансового эффекта от открытия магазина для любой локации в регионе на основе Data Science.
- Модель симуляции сценариев закрытия точек. Симуляции различных сценариев закрытия магазинов и моделирование перетоков между разными точками.
По каждому из этих направлений можно сформировать список рекомендаций, и в итоге получить данные о прибыли. Потенциальным эффектом от оптимизации может быть сокращение точек продаж на 10-15%, клиентская база может вырасти на 3-5%, рост прибыли может составить 3%.
Оценка потенциала точки продаж
Оценить потенциал каждой точки продаж поможет тщательный анализ отдельных локаций на карте. Для этого нужно собрать внешние и внутренние данные.
Ко внутренним данным относятся: характеристики текущих точек продаж (координаты, площадь, количество сотрудников, тип ассортимента), количество клиентов, показатели по продажи (время, количество, цена).
Ко внешним: численность населения в городе и в радиусе анализа, пешеходный трафик, уровень благосостояния населения, уровень конкуренции, количество объектов инфраструктуры (рестораны, школа, остановки, больницы и т.д.).
Для принятия решения об открытии новых точек используется несколько критериев. Потенциальная точка должна привлечь определенное количество клиентов и дополнительную прибыль. Кроме этого нужно учитывать, что в определенном радиусе не должно быть магазинов вашей сети — для минимизации эффекта каннибализации (когда сами у себя забираем клиентов).
Оценка потенциала для переезда
Гео-оптимизация может подразумевать как закрытие или открытие торговых точек, так и переезд на новые.
При переезде нужно отталкиваться от двух условий, которые должны выполняться одновременно:
- В определенном радиусе от текущего магазина находится локация, способная увеличить клиентскую базу не менее чем на 20%.
- Окупаемость переезда достигается в течение указанного периода.
Нужно помнить, что переезд с одной локации на другую необходим в тех случаях, когда магазин платит очень высокую арендную ставку или имеет избыточные помещения, которые не используются в полной мере.
Моделирование перетоков клиентов
Эта модель связана с закрытием отделений.
Для того чтобы моделировать перетоки клиентов между магазинами, важно понимать пешеходное расстояние между ними (сколько клиенты готовы пройти) и распределение клиентов вокруг магазинов. Но также учитывать, что в разных городах существует разная конкуренция и не всегда соседние магазины готовы принимать ваших клиентов.
Для принятия решения о закрытии точек учитываются характеристики текущих точек продаж ( координаты, площадь, количество сотрудников), финансовые показатели магазинов, количество активных клиентов, пешеходные расстояние между магазинами и распределение клиентов.
Решение о закрытии магазина принимается в том случае, если:
- При закрытии отделения эффект от сокращения прямых расходов превышает потери клиентской базы.
- В определенном радиусе расположены магазины, которые способны принять клиентский поток магазина, который закрывается.
Как правильно провести гео-оптимизацию?
- Структурирование бизнес-задачи позволяет найти потенциальные аналитические решения.
- Внешние данные обогащают модель и позволяют изучить более специфические взаимосвязи.
- Возможность интерпретировать связи позволяет адаптировать корпоративную культуру для принятия инструментов продвинутой аналитики.
- Необходимость думать о важных для бизнеса метриках (клиенты и финансовые показатели).
Записала: Виктория Лаврентий
Фото: Depositphotos