Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Российский маркетплейс Wildberries, против которого ввели санкции, не был активен на украинском рынке. Мнения экспертов
Фото: fashionunited.ru
Крупнейший российский маркетплейс Wildberries запустил продажи товаров на территории Украины в сентябре 2020 года. Выход сопровождался скандалом — на сайте нашли футболки с изображением президента и армии РФ. Кроме того, на старте сайт и товары не имели украинской локализации, а также грамотного перевода на украинский язык. Теперь, почти спустя год, президент Украины ввел санкции против российской компании, ее основателей и топ-менеджеров.
Однако до этого момента компания не смогла заявить о себе на украинском рынке, говорят эксперты, опрошенные Retailers. О работе Wildberries известно мало: ритейлер не отчитывался о процессах в Украине, не рекламировал свой сайт, а по данным Similarweb показатель посещаемости маркетплейса ниже 200 000 — это на уровне интернет-магазина в регионах.
Компания не была активна в Украине с самого начала
Крупнейший маркетплейс в России, в Украине совершенно не был заметен на фоне локальных игроков, таких как Rozetka, OLX или Prom. Если сравнить показатели посещаемости на сайте Similarweb, у лидера украинского рынка Rozetka в июне она составила 38,97 млн, а Wildberries (ua) — всего 195 910 сеансов.
Стоит отметить, что в январе 2021 года у Wildberries все же произошел всплеск посещаемости, превысив отметку в 400 000 сеансов, однако в следующем месяце она вновь снизилась.
Совсем другие показатели у Wildberries на российском рынке, где компания является лидером. По данным самой компании, в 2020 году ее оборот вырос почти вдвое (на 96%) — до 437,2 млрд руб, а число заказов достигло 323,8 млн, что в два раза больше, чем в 2019 году.
Маркетплейс проигрывает локальным игрокам по ассортименту и доставке
Российский маркетплейс проигрывает украинским лидерам рынка, в том числе, из-за ограниченности выбора. «Если сравнивать с рынком РФ, то в Украине у них весьма ограниченная продуктовая линейка электроники. В России же, помимо всего прочего, организован высочайший сервис — доставка в течение 24 часов, с возможностью примерить и вернуть одежду, плюс огромная сеть пунктов выдачи. Ничего из перечисленного они не реализовали на нашем рынке», — говорит CEO “Алло”, Дмитрий Деревицкий.
По словам CEO Hubber Максима Беляка единственные развитые категории на маркетплейсе — это “Одежда и Обувь”, например, купальники: у Wildberries.ua составляют 40 513 SKU, у украинского маркетплейса Kasta.ua это 9 940 SKU. Как и Деревицкий, он отмечает низкую товарную представленность в других категориях, например:
-
Телефоны: у Wildberries.ua — 906 SKU, у Allo.ua — 8 489 SKU;
-
Женская парфюмерия: у Wildberries.ua — 5 161 SKU. у Makeup.com.ua — 22 346 SKU
-
Тостеры: у Wildberries.ua — 125 SKU, у Rozetka.ua — 5 733 SKU.
Кроме того, по словам Беляка, на данный момент оплата на Wildberries.ua возможна только картой, а доставка лишь логистическим оператором Meest. «Напомню, что по разным оценкам в Украине, 80-90% заказов это — cash-on-delivery, то есть, наложенный платеж. Если у вас работает только оплата картой — это не конкурентно. Более, того по данным Hubber, менее 12% украинских поставщиков при доставке использует услуги Meest. Соответственно, привычные логистические операторы недоступны для клиентов Wildberries.ua ("Новая почта", "Укрпочта"). Еще один момент, который влияет на выбор покупателя в пользу локальных игроков — покупки на Wildberries от 100 EUR (речь о товарном cross-border) облагаются налогом. Это также не конкурентно, говорит Беляк.
«Если абстрагироваться от страны происхождения Wildberries, то этой компании все равно нечего предложить нашему рынку. Украинский потребитель пользуется большинством современных сервисов и услуг, мы вполне диджитал-страна. Потому наши запросы к новым сервисам и продуктам е-commerce вполне конкретные», — считает управляющий партнер GR Capital, Макс Филиппов.
В целом Wildberries даже в России находится на одном поле с чемпионами e-commerce — Aliexpress, которые сейчас захватывают российский рынок, и очевидно, что выход в Украину был попыткой масштабироваться. С одной стороны понятно, что любой успешный бизнес обязан расширять географию своего присутствия. С другой стороны — эта обязанность должна быть аргументирована инновационностью, сервисом, запросами потребителей, говорит Филиппов.
Как повлияют санкции на бизнес Wildberries?
Проект Wildberries.ua на данный момент не составляет серьезную конкуренцию для локальных игроков. Отключение маркетплейса не приведет к перераспределение долей рынка, отмечает CEO Hubber Максим Беляк.
Блокировки и санкции не особо повлияют на саму компанию, говорят эксперты в комментарии журналу Forbes. Например, партнер Data Insight Федор Вирин отмечает, что для Wildberries потери от блокировок на Украине неприятны, но не слишком заметны. Отказ от работы в Украине “неприятен, но не влияет на развитие компании”, говорит генеральный директор аналитической компании “Infoline-Аналитика” Михаил Бурмистров.
Retailers обратился за официальным комментарием к Wildberries — узнать позицию компании по поводу санкций. На момент выхода материала компания не предоставила ответ.
//Обновлено. Компания Wildberries предоставила официальный ответ. В нем говорится о том, что санкции могут "оказать негативный эффект на предпринимателей Украины". Приводим его текст полностью.
«Объемы продаж товаров украинского производства за календарный год (июль 2020 – июль 2021 года) через онлайн-платформу Wildberries превысили 1,1 млрд рублей. Таким образом, ограничения могут оказать негативное влияние на представителей малого бизнеса Украины, для которого Wildberries является одной из самых популярных торговых платформ для продаж товаров в 14 зарубежных странах, среди которых Россия, США, Германия, Франция, Италия и многие другие.
Около 24% товаров украинского производства, которые продаются на онлайн-платформе, относятся к категории косметики, 17% — игрушки, 11% — посуда и инвентарь. Также на Wildberries предпринимателями реализуется одежда, обувь, книжная продукция, зоотовары и многое другое.
Подчеркнем, что на нашей площадке реализуются товары, которые другие иностранные игроки давно продавали на территории Украины. Несмотря на это, ограничения коснулись только Wildberries, что свидетельствует о политике «двойных стандартов» и дискриминации по отношению к нашему бизнесу.
В то же время Wildberries не ожидает какого-либо негативного воздействия на деятельность компании. Несмотря на быстрый рост популярности компании на Украине, объемы продаж в этой стране составляют 0,01% в текущем обороте Wildberries. Таким образом, по мнению компании, введенные санкции могут нанести ущерб только предпринимателям Украины и покупателям, которые лишатся широкого ассортимента товаров по доступным ценам».
-
Wildberries основан в 2003 году Татьяной и Владиславом Бакальчук как фэшн-ритейлер. По данным аналитического агентства Data Insight, Wildberries в 2019 году возглавляла рейтинг российской интернет-коммерции, с оборотом 210,6 млрд руб.
-
Помимо Украины Wildberries уже работает в 7 странах: России, Польше, Словакии, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии.
-
С самого начала работы российского маркетплейса Wildberries президент Украины Владимир Зеленский обещал ввести санкции против компании. Их ввели почти спустя год. Под санкции попали общество с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" и все его представительства в Армении, Казахстане, Польше, Беларуси, Киргизии и Украине. Также президент ввел персональные санкции против владельцев и руководителей компании, в частности, против супругов Татьяны и Владимира Бакальчук — владельцев Wildberries, директора по информационным технологиям Андрея Ревяшко и руководителя направления “Книги” в Wildberries Алексея Кузьменко.
Автор: Людмила Будина