В 2020 году украинцы сократили покупку лекарств. В упаковках их продажи снизились на 4% по сравнению с 2019 годом. Исследование

14.05.2021
1092

Для аптечного рынка 2020 год стал не столь радужным, как казалось, на фоне резкого спроса на маски и другие защитные средства от вируса. Украинцы в прошлом году ощутимо экономили на лекарствах, которые в общем объеме продаж аптечного рынка занимают существенную долю по сравнению со средствами защиты. Приводим данные отчета Proxima Research об итогах работы аптечного рынка в 2020 году. Отчет опубликовало издание apteka.ua.


Вначале распишем из чего состоит аптечная корзина: лекарства, медицинские изделия, косметика и диетические добавки.

В 2020 году аптеки продали всех категорий товаров в упаковках – 1,7 млрд штук, на сумму 114 млрд грн. Продажи выросли по сравнению с 2019 годом, в деньгах – на  9,7%, в упаковках – на 2,2%.

Распределение долей в общем объеме продаж (в деньгах):

  • лекарства – 81,5%;
  • медизделия – 8,2%;
  • диетические добавки – 7,0%;
  • косметика – 3,3%.

Распределение долей в общем объеме продаж (в упаковках):

  • лекарства – 61,1%;
  • медизделия – 31,2%;
  • диетические добавки – 5,0%;
  • косметика – 2,7%;

Лекарства

В прошлом году аптеки продали 1,1 млрд упаковок препаратов на сумму 92,9 млрд грн. В натуральном выражении продажи снизились на 4%, а в деньгах выросли на 7,8%, что превысило ожидания экспертов, которые прогнозировали рост на 4-6%.

В I квартале (январь-март) продажи лекарств существенно выросли. Это связано с сезонностью заболеваемости ОРВИ. С 12 марта по 22 мая в Украине действовал локдаун, что ограничило доступ людей к медицинской помощи и покупке лекарств. В результате чего впервые за время проведения исследований Proxima Research объемы продаж лекарств в деньгах показали отрицательное значение. 

С конца мая в Украине начал действовать адаптивный карантин. К августу продажи лекарств в деньгах вышли в плюс, а в упаковках к октябрю, что было связано в основном с повышенным спросом на антибактериальные препараты, низкомолекулярных гепаринов (НМГ), витаминов С и D, препаратов цинка.

Следует отметить, что несмотря на все негативные факторы в 2020 существенного роста цен на лекарства не произошло. Рост продаж в деньгах произошел, в том числе, за счет того, что украинцы переходили на более дорогостоящие препараты, хоть в апреле-сентябре, наоборот, было смещение в сторону более дешевых препаратов.

Вывод: Украинцы второй год подряд покупают меньше лекарств, о чем свидетельствует динамика продаж в упаковках. В 2019 году это связано с перерегистрацией некоторых лекарств (в Украине можно продавать только зарегистрированные препараты - ред.) в другие категории аптечной корзины, например, в диетические добавки. Видимо получился разрыв – пока препарат не зарегистрирован, его нельзя продавать по закону Украины. Также с потреблением более емких упаковок и демографическим кризисом. В 2020 году – падение продаж в упаковках связано с ограничением доступа к медпомощи, а также экономии украинцев.

Медизделия. В 2020 году было продано 543,4 млн штук медизделий на сумму 9,3 млрд грн. Это на 16,7% и на 18,8% больше чем в 2019 году соответственно. Примечательно, что в 2019 году продажи медизделий в штуках показали отрицательное значение – 5,3%.

Диетические добавки. В прошлом году было продано 86,7 млн упаковок на сумму 8 млрд грн. По сравнению с 2018 годом доля этой категории в упаковках выросла на 0,9 п.п. до 5%. В деньгах рост составил в 2020 году 7%.

Косметика. Продажи этой группы товара снизились в упаковках на 2,3%. Это общемировая тенденция из-за того, что люди стали реже выходить на улицу. В деньгах же продажи выросли на 3,7% до 3,8 млрд грн.

Автор: Вероника Гаврилюк

Фото: depositphotos.com

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.