Лидеры продаж: В офлайне — алкоголь, а в онлайне — косметика. Исследование Deloitte о потребительских привычках

17.03.2021
4468

Иллюстрация: Deloitte

Консалтинговая компания Deloitte провела исследование потребительских настроений в 2020 году среди украинцев и представила результаты во время онлайн-конференции. Ключевые выводы исследования включают в себя данные о том, как пандемия повлияла на поведение украинских потребителей, как изменился средний средний чек в онлайне и офлайне на определенные категории товаров, и как потребители были готовы поддерживать локальный бизнес во время карантина.


Онлайн-опрос проводился в декабре 2020 года среди 1600 украинцев старше 16 лет, которые пользуются интернетом. Отмечается, что результаты исследования базируются исключительно на опросе респондентов, а не на фактических данных компаний.

Влияние пандемии на покупательскую способность украинцев

В офлайне 39% респондентов стали реже совершать покупки и еще 30% — сократили траты через этот канал.

В онлайне чаще стали покупать 18% респондентов, а 22% увеличили объем расходов в онлайне.

Кроме того, 66% украинцев отметили, что уменьшили свои расходы на алкогольную продукцию, 64% — стали меньше посещать кафе и рестораны.

При этом, 31% отмечает, что их расходы на лекарства выросли.

Что покупали украинцы в онлайне и офлайне

В офлайне: больше 50% респондентов продолжали покупать продукты питания, алкоголь и лекарства. 

В онлайне: больше всего украинцы покупали в категориях косметики и парфюмерии, бытовой техники и электроники, а также детских товаров и игрушек. Доля покупателей в этих категориях составила от 15% до 18%

Во всех каналах украинцы экономили на одежде и обуви, косметике и парфюмерии, а также на товарах для дома и бытовой химии. 

Как изменится покупательское поведение украинцев в следующие два года? 

Основные выводы исследования по категориям товаров

Данные о поведении украинцев при выборе товаров 5 товарных категориях:

  • продукты;
  • товары для дома и бытовая химия;
  • электроника и бытовая техника
  • одежда и обувь;
  • детские товары.

Продукты. 98% подтвердили, что продолжили покупать продукты в традиционных магазинах. Только 44% рассказали, что заказывали продукты в онлайне. Средний чек в онлайне, по мнению респондентов (по их ощущениям, сколько они тратят в онлайне), на 52% выше, чем в офлайне. 

Если говорить об офлайне, 57% опрошенных выбирают для покупок магазины у дома, где покупают молочную продукцию, бакалею, макаронные изделия и др. А 69% отдают предпочтение украинским товарам, среди которых — бакалея, молочные продукты и кондитерские изделия. 

При этом 64% опрошенных отметили, что бренд сильно влияет на то, как они совершают покупки, 74% говорят про то, что они регулярно рекомендуют продукты питания своим друзьям или знакомым. 

Если говорить об импульсивности или обдуманности покупок, 49% респондентов ответили, что очень тщательно подходят к выбору продуктов питания, а 37% — делают выбор еще до прихода в магазин. Спонтанные покупки совершает небольшой процент опрошенных.

Товары для дома и бытовая химия. 95% респондентов покупают товары для дома и бытовую химию в традиционных магазинах. Только 55% имеют опыт покупок в онлайне. В среднем респондент тратит в онлайне почти в два раза выше, чем в офлайне, однако, частота покупок в офлайне в 2,5 раз выше, чем в онлайне. 

Если говорить о характеристике покупок, 53% потребителей выбирают товары бытовой химии обдуманно, 39% — своевременно составляют список покупок. 

Электроника и бытовая техника. Данная категория сильно отличается от предыдущих, поскольку большая часть потребителей покупает как в офлайне (85%), так и в онлайне (65%). При этом, средний чек в обоих каналах практически не отличается. По словам респондентов, на одну покупку они тратят приблизительно 3 500 грн.  

Чаще всего в 2020 году покупали: смарт-часы и фитнес-браслет, мобильный телефон или смартфон, планшет, мультиварку, “умную” колонку.

Особенности покупки электроники и бытовой техники. 30% респондентов читают отзывы в онлайне перед покупкой, 20% — используют свой предыдущий опыт, а 7% — обращают внимание на рекламу у блогеров. Кроме того, 18% респондентов доверяют рекомендациям друзей и всего 7% — прислушиваются к рекомендациям продавцов в розничных сетях.  

Записала: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.