Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Почему в кризис выживают сети и состоявшиеся бизнесы?
Фото: Freepik
Во время пандемии в США свои двери закрыли рекордное количество ритейлеров. По данным Business Insider, к концу 2020 года в США должно было закрыться более 12 000 магазинов. При этом мелким игрокам приходится сложнее всего, в то время как крупным удается пережить даже самые сильные потрясения. Почему так происходит, рассказывает Bloomberg.
Сегодня экономика разных странах переживает не лучшие времена. Bloomberg подчеркивает, что происходящее напоминает события Великой депрессии в США (считается самым глубоким кризисом перепроизводства в истории США. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы бизнеса, – ред.). Еще в апреле 2020 года, в разгар пандемии и локдауна во всем мире, МВФ назвал кризис, вызванный Covid-19, сильнейшим со времен Великой Депрессии.
Несмотря на разницу практически в сто лет, между двумя кризисами прослеживается некая взаимосвязь. В частности, как на него реагируют ритейлеры. В качестве доказательства Bloomberg приводит данные серии регрессионных анализов, проведенных в 1946 году, а также данные отчета Министерства торговли. Они показывают, какие ритейлеры смогли пережить Великую депрессию и почему кризис ударил по малому бизнесу, но не задел более крупный.
Стоит отметить, что ритейл до Великой депрессии отличался от того, как он выглядит сейчас. В начале 20-го века в США розничная торговля состояла из независимых магазинов, принадлежащих одному владельцу. В таких торговых точках можно было найти все: от книг до мяса и принадлежностей для садоводства. Однако все изменилось с появлением первых сетевых магазинов. По мере своего роста в больших городах, сетевые магазины к концу 1920-х начали бросать вызов мелким продавцам. С приходом Великой депрессии ситуация ухудшилась. По одной из оценок, с 1929 по 1933 год розничные продажи упали на 50%. На всех игроков розничный сектор кризис повлиял не в равной степени.
Магазин до Великой Депрессии, Orange County Register
Выживают “старики”
В ходе исследования 1946 года было обнаружено, что ритейлеры, которые существовали долгое время, и которые уже пережили предыдущие, хотя и меньшие по размеру, экономические потрясения, смогли перенести Великую депрессию с меньшими потерями, чем бизнес, который появился относительно недавно. Это также связано с тем, что заведения, существующие годы, имеют больше опыта в решении сложных задач. Репутационные активы позволяют им получить более легкий доступ к кредитам, необходимым для преодоления серьезного кризиса. Эта динамика также проявилась во время Великой рецессии, последовавшей за кризисом 2008 года.
Выживают сети
Одними из первых сетевых магазинов на территории были Woolworth’s, в которых продавались дешевые товары фабричного производства, и Great Atlantic & Pacific Tea Company, более известная как A&P. Эти и другие ранние сети стали первопроходцами новых методов продажи товаров, которые со временем стали нормой.
Один из первых магазинов A&P, Pinterest
Первые магазины A&P были предшественниками сегодняшних супермаркетов. A&P продавала товары в упаковке, строила магазины с удобной планировкой и умела управлять запасами. A&P обходила оптовиков, покупая напрямую у производителей, а в некоторых случаях покупала самих производителей, чтобы обеспечить дальнейший контроль над цепочкой поставок.
Сетевые магазины пользуются популярностью во время кризисов из-за спроса на недорогие товары. Кроме того, как и опытный бизнес, они имели доступ к кредитным линиям, которых не было у обычных семейных или независимых бизнесов.
Выживают те, кто не сокращает зарплату сотрудникам
Был еще один важный фактор. По одной из оценок, магазины с более высоким уровнем производительности труда имели больше шансов выжить. Но дело было не только в усердной работе сотрудников. Исследование 1946 года также показало, что у ритейлеров, которые не снижали заработную плату, было больше шансов выжить, чем у тех, кто сокращает свои затраты на персонал в кризис. В борьбе за выживание, которая охватила розничную торговлю в 1930-х годах, сокращение заработной платы это было самым простым способом сдержать расходы. Многие мелкие торговцы выбрали эту стратегию, – и разорились.
Напротив, самые современные сетевые магазины, в частности A&P, этого не сделали. Они продолжали поддерживать стабильную заработную плату, хотя это временно ухудшило их чистую прибыль. У высокооплачиваемых и опытных сотрудников, вероятно, было больше стимулов и возможностей помочь компании пережить кризис.
Аналогичная ситуация в розничном секторе произошла в 2020 году.
В США больше всего от кризиса пострадали независимые предприниматели, а не крупные сети магазинов с хорошей капитализацией. Это доказывает список компаний. которые “выиграли” от сложившейся ситуации: Amazon, Target, Walmart. Несомненно, они двигают ритейл вперед, но в это же многие более мелкие игроки закрываются.
Вторая схожесть с Великой депрессией – выживают компании, которые не экономят на своих сотрудниках. Например, сеть Target этим летом повысила минимальную заработную плату. То же самое сделал ритейлер Costco.
Пока еще слишком рано говорить, сохранятся ли эти тенденции до конца кризиса, отмечает Bloomberg. Однако существует большая вероятность, что пандемия может спровоцировать новую волну кризиса в ритейле, которого не было с 1930-х годов.
Источник: Bloomberg
Перевод: Людмила Будина