Магазины станут складами? Как пандемия меняет использование торговых площадей

11.09.2020
897

Фото: fireseo.ru

Какой должна быть планировка  магазинов? Как используются торговые площади в центрах городов? Как товары попадают к клиентам? Ответы на эти вопросы переписываются с разной скоростью. Это вызвано несколькими факторами, включая рост доли онлайн-покупок, изменение поведения и ожиданий клиентов, цены на недвижимость в мегаполисах и многие другие факторы. К этому следует добавить недавний ускоритель, известный как пандемия COVID-19. Об этом пишет Euroshop.mag


Крупные универмаги в центрах городов с толпящимися покупателями, которые заполняют свои тележки до краев, – это вымирающий вид магазинов.  В условиях пандемии коронавируса условия для покупок изменились. Строгие правила гигиены, включающие в себя принципы социального дистанцирования и маски для лица, длинные очереди из-за ограниченных возможностей и даже случайные пустые полки. Все это вряд ли соответсвует представлениям об увлекательном шоппинге. Неудивительно, что больше потребителей, чем когда-либо, прибегают к покупкам в интернете, вместо того, чтобы рискнуть лично посетить традиционные  магазины.

Это означает, что у некоторых магазинов есть привлекательные торговые площади в городе, но не хватает покупателей, которые ими пользуются. В то же время ритейлеры и их логистические системы часто не могут угнаться за растущими ожиданиями клиентов в отношении быстрой и точной доставки. Напрашивается вопрос.

Как ритейлеры будут использовать свои центральные торговые площади в будущем?

Они могут выбирать между несколькими моделями.

Обычно центральные площади в городах предназначены для традиционных магазинов, у которых всегда есть в наличии определенное количество товаров. Напротив, интернет-магазины открывают свои склады и распределительные центры за пределами города, где-то в глуши, рядом с шоссе.

Но все меняется. Многие продуктовые ритейлеры назначили сборщиков заказов для обработки растущих онлайн-заказов. Сборщики идут к полкам магазина, чтобы собрать заказы покупателя. После этого покупатели могут забрать свой заказ в пунктах выдачи или в автоматизированных системах выдачи без необходимости заходить в магазин. В качестве альтернативы клиенты могут выбрать доставку у обочины, когда товары доставляются прямо к автомобилю клиента на специально отведенных парковочных местах.

Kroger и Giant Eagle – два примера продуктовых сетей, которые превратили целые магазины в пункты самовывоза. Сборщики – единственные, кому разрешено обрабатывать заказы в условиях пандемии коронавируса. Эти временно закрытые магазины – так называемые темные магазины – превращены в фулфилменты и склады. (Следует признать, что это не новая концепция, поскольку она была принята в Великобритании с начала 2000-х годов). Другие сети также использовали “темные магазины” для выполнения доставки и самовывоза. В  марте 2020 года Bed Bath & Beyond объявила, что планирует  обслуживать клиентов на дому за счет использования некоторых магазинов, которые временно закрыты для публики в США и Канаде.

Розничные сети пытались составить конкуренцию друг другу, чтобы узнать, кто может доставить товар быстрее всего – от доставки в тот же день, двухчасовой доставки до сверхбыстрой доставки за 15 минут. Здесь ритейлеры могут воспользоваться возможностью превратить городские магазины в фулфилменты. Центральное расположение сокращает маршруты ("последняя миля") и способствует более быстрой доставке.

Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что тенденция онлайн-покупок, особенно в сфере розничной торговли продуктами питания, в которой наблюдался значительный рост продаж, сохранится после пандемии. Многие потребители, которые теперь узнали и оценили эти услуги, вероятно, продолжат делать покупки в интернете в будущем. Когда люди возвращаются в физические магазины, они предпочитают  делать покупки в ближайших местах с широким ассортиментом товаров. Несмотря на сложную задачу по своевременной и эффективной доставке, ритейлеры смогут привлечь новых клиентов в непосредственной близости от них.

Больше доставки из магазинов и меньше покупателей в магазинах?

Это означает, что управление заказами и логистические процессы требуют больше места и рабочей силы, в то время как средняя площадь клиентских магазинов может уменьшиться.

Операции бэк-офиса должны быть адаптированы соответствующим образом. Магазин, который не предназначен для посещения клиентами, но функционирует как склад, может иметь совершенно другую эффективность сбора, упаковки и оптимизации  доставки. Масштабируемые решения для автоматизации бизнес-процессов пользуются большим спросом. Многие приложения уже работают или тестируются, в том числе – переносные сканеры штрих-кода, инвентаризационные роботы, роботы-сборщики, автономные контейнеры или упаковочные системы. Розничные сети также должны способствовать беспрепятственной интеграции в свои бизнес-операции в зависимости от канала и магазина.

Гибридная модель представляет собой особую проблему: в этом случае часть магазина позволяет покупателям делать покупки в обычном режиме, а другая часть используется для выполнения интернет-заказов. Walmart, Target и Albertsons – это всего лишь некоторые розничные сети, которые создали так называемые центры микрофулфилмента. Это выделенное пространство для выполнения онлайн-заказов, которое находится внутри существующего магазина. Другой возможный вариант – это торговые автоматы, которые отбирают товары со склада  для круглосуточной выдачи заказов клиентов.

Больше места в магазинах означает меньше места для покупателей. Это не обязательно плохо, потому что есть и другие инновационные способы использования торгового зала.

Как может выглядеть этот новый опыт покупок в магазине?

Если клиенты привыкают не покупать большую часть своих продуктов в обычных магазинах, а  использовать такие решения, как Click & Collect, пункты выдачи и доставку, рекомендуемые продукты могут занимать больше места. Это способствует лучшему повествованию о продукте и позволяет клиентам познакомиться с функциями продукта. А также освобождает место для консультаций и обслуживания клиентов, поскольку сотрудникам больше не нужно одновременно складировать полки, проводить инвентаризацию и запускать кассовый аппарат.

Одним из примеров этого является витрина Samsung, расположенная на улице Цайль во Франкфурте. Магазин электроники ориентирован на демонстрацию продукции компании в мельчайших деталях и в экспериментальном формате. Клиенты продолжают взаимодействовать, пока они знакомятся с продуктами, но они не могут купить ни один из них в магазине. 

В начале августа Wall Street Journal сообщил, что Amazon ведет переговоры с Simon Property Group, крупнейшим оператором торговых центров в США, о передаче свободных торговых площадей в городах США и превращении их в центры фулфилмента Amazon. Если обычные  ритейлеры не могут найти свои собственные решения, чтобы быстро и удобно доставлять свои продукты клиентам, Amazon снова будет готов вмешаться и захватить власть.

В интервью CNN Патрик Келлер, генеральный директор Annanow, цифровой платформы, которая соединяет ритейлеров и курьерские службы, предостерегает ритейлеров, чтобы они быстро адаптировались, чтобы оставаться актуальными: "Поскольку ваш конкурент – это не парень по соседству, это большой чистый онлайн. Ваш обычный бизнес в порядке, потому что вы находитесь там, где находится клиент. Это преимущество для онлайн-пользователей. Но вы должны использовать это преимущество".

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.