Директор по франчайзингу «Поляна»: «Сейчас нужно делать задел на будущее»

18.03.2015
3104

kiev.glo.ua

В прошлом году сеть виномаркетов «Поляна» открыла пять магазинов и запустила проект по франчайзингу. Как повлиял на стратегию развития компании 2014 год и какова цель открытия магазинов по франчайзингу для компании — рассказал директор по франчайзингу сети виномаркетов «Поляна» Игорь Скляров

— Какие у вас планы по развитию сети?

— В прошлом году мы открыли пять собственных магазинов и один перенесли из ТРЦ в отдельное помещение в центре города. Сейчас насчитывается 35 магазинов сети.

Для открытия новых магазинов сегодня мы рассматриваем Киев, Одессу, может быть, Харьков. В планах — открыть 3–5 магазинов в 2015 году. Мы открываем новые магазины в местах, где находим приемлемые условия, желательно — в городах нашего присутствия. Главное условие — адекватное соотношение стоимости аренды, места и грамотного управления. Как только появляется новый хороший объект, мы можем принять решение хоть завтра. И новый магазин может появиться в течение месяца-полтора. Если говорить о франчайзинге, мы изначально принимаем к рассмотрению магазины, в которых не требуется дорогостоящий ремонт. Этим же принципом мы руководствуемся и при открытии наших магазинов. По сути, на открытие магазина — как собственного, так и по франшизе — идет около $142 000. Программа франчайзинга рассматривается нами как увеличение количества магазинов сети. Мы — большой импортер, нас интересуют объемы.

— Какие требования вы выставляете своим партнерам-франчайзи? Какую цель вы видите в развитии проекта франчайзинга для компании?

— Требования у нас высокие. Минимальная площадь — 300 кв. м. Меньшая нас не устраивает, так как у нас очень большой ассортимент. Головная компания определяет только общий ассортимент, а франчайзи сам принимает решение, сколько ему нужно товарных запасов в этом ассортименте. Мы даем советы. Идея нашего ассортимента в том, чтобы в каждой группе было представлено 2–3 мировых лидера по качеству и продажам.

Мы запустили эту программу в прошлом году. Для открытия магазина по франчайзингу необходимо вложить около $142 500. Мы готовы говорить о минимизации вступительного взноса, сейчас стало чуть дешевле купить отечественное оборудование. «Велика Кишеня» дает товар на комиссию, а мы даем товар с большой отсрочкой платежа, достаточной для оборачиваемости. Франчайзинг подразумевает, что магазином будет руководить опытный управленец-франчайзи, который сделает с помощью наших наработок эффективный магазин. Когда товар отдается на комиссию, то разница «продался — не продался» не так значительна: не задумываешься о том, обновляется ли товарный запас. А в нашем случае нужно следить за оборачиваемостью, не перетаривать.

— Как изменились объёмы продаж за последние полгода-год? Как вы реагируете на уменьшение покупательской способности?

— Продажи снизились за последний год. Не исключено, что часть покупателей перешли в менее дорогие группы. Товар импортный, курс меняется, а зарплату людям особо никто не повышает. Мы до последнего держали, не поднимали цены, поменяли только сейчас. У нас идет постоянный процесс пересмотра ассортимента. Для нас январь, февраль, март — это всегда спад. Время основных закупок — декабрь, это самый хороший месяц: в зависимости от магазина объем продаж увеличивается в 1,5–2 раза. Январь и февраль близки по объему с ноябрем, в феврале начинается «раскачка», затем 8 Марта, Пасха. На эти праздники увеличение продаж составляет около 20%.

И сезонность присутствует: сейчас больше продается виски, водка. Зимой лучше идут горячительные напитки, летом — легкие, слабоалкогольные. Так как мы работаем во всех категориях, то для любого сезона у нас есть напиток.  

— Арендодатели идут навстречу?

— Сейчас мы активно работаем над изменением стоимости аренды. Недавно было желание закрыть один из киевских магазинов, но мы договорились с арендатором. Ставки растут по всей Украине. Но тут у нас чуть больше амбиций. Пересматриваются ставки, конечно, из-за привязки к валюте. 

Мы стали меньше работать с ТРЦ, во-первых, из-за стоимости аренды, а во-вторых, наш покупатель не хочет покупать в ТРЦ. Как показывает опыт, там небольшие продажи.

— Как повлияла на развитие компании аннексия Крыма, военные действия на Востоке?

— Мы закрыли четыре магазина в Крыму и два в Донецке. Мы понесли колоссальные убытки. Перед закрытием донецкие магазины работали в режиме «то работаем, то нет». Они не могли ни выручку передать, ни вывезти/завезти товар. У нас ведь еще товар достаточно провокативный в условиях войны.

 

Автор: Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.