Cервис доставки Menu Group – развивает Eda.ua и Меnu.ua – уходит с рынка Украины. Блиц-интервью с основателем группы Ваганом Керобяном

03.06.2020
6900

Фото: із архіву фотографій Вагана Керобяна у Facebook

Без одного месяца год, как на рынок Украины вышел сервис Menu Group путем покупки агрегатора заказов Eda.ua. За это время Menu.ua начал работать в Киеве и Днепре, также внеся значительные изменения в работу приложения Eda.ua (работает в 25 городах).

Издание Retailers узнало от двух партнеров сервиса, что Menu не выплачивает им деньги за заказы уже пару месяцев. Мы обратились к основателю и СЕО Menu Group Вагану Керобяну, чтобы узнать, в какой точке развития находится их сервис в Украине и какие у них отношения с партнерами. По его словам, совет директоров решил остановить инвестиции в Украину и сейчас рассматривают два варианта дальнейшего развития событий  – закрытие компании или ее продажа. Окончательное решение по этому вопросу будет принято 8 июня. Но в любом случае, заверяет Ваган, все долги перед партнерами  в размере $220 000 будут погашены. Но не сразу, а в течение нескольких месяцев.

Почему Menu Group не смог закрепиться на рынке Украины и уходит вслед за еще одним международным игроком UberEats, читайте в блиц-интервью с Ваганом Керобяном.


– Два ваших партнера, которые работают в Киеве рассказали мне, что у Menu.ua есть задолженности перед ними. В Киеве не видно курьеров сервиса, как курьеров конкурентов. Не видно агрессивной рекламы. В какой точке сейчас находится Menu Group по планам развития в Украине?

– Борд (совет директоров, – ред.) компании решил приостановить инвестирование в рынок Украины.

Мы вышли в конце июня 2019 года “купив” Eda.ua за около $1 млн путем обмена акций. После этого мы инвестировали в развитие сервисов в Украине – Eda.ua и Menu.ua – больше $1,5 млн. Сюда входят также затраты на погашение долгов, которые были у Eda.ua. 

Свой сервис Menu.ua запустили в октябре 2019 года, стартовав с Киева. В феврале этого года он заработал в Днепре. Количество партнеров ресторанов в этих двух городах было около 200. Сейчас Menu занимает меньше 1% рынка доставки еды. Большая часть (свыше 50%) находится в руках ресторанов, у которых есть собственная служба доставки.

Касательно Eda.ua – агрегатор  работает в 25 городах. С момента покупки количество заказов незначительно просело, но средний чек не изменился.

У нас действительно есть задолженность перед некоторыми партнерами в размере $220 000, из-за чего часть из них приостановила работу с нами (на сайте сервиса указано, что количество доступных ресторанов в Киеве – 31, в Днепре – 15, – Ред.).

Когда случилась ситуация с коронавирусом, мы поняли, что для дальнейшего развития в Украине у нас нет необходимых ресурсов. Да, был существенный рост в Армении и Белоруссии – на 50%, это за февраль и март.  Мы попали в 1% компаний во всем мире, у которых росли продажи во время карантина. В Украине тоже был незначительный рост, но в тоже время компания была убыточна – каждый месяц мы инвестировали больше $100 000 в рост бизнеса.

– Какие ваши дальнейшие шаги?

– Мы рассматриваем два сценария дальнейших событий – это продажа бизнеса или закрытие компании.

По поводу продажи. Мы общались с 30 потенциальными покупателями. На финишную прямую по переговорам вышли с 3-4 компаниями. Также общаемся с консалтинговыми компаниями по поводу закрытия Menu.

Мы не хотим долго тянуть с решением, поэтому 8 июня борд примет окончательное решение – продать или закрыть компанию. Но в обоих этих случаях долги будут закрыты. Сразу не получиться расплатиться, но мы или новый покупатель погасим долг в течение 2-3 месяцев или чуть больше. Не намерены уйти с рынка, не расплатившись. Мы дорожим своей репутацией.

– 3-4 компании, с которыми вы находитесь на последней стадии переговоров, кто они?

– Потенциальные покупатели – это супергромкие имена, стратегические инвесторы работающие в Украине. Все эти компании хотят стать е-commerce игроками. Имен разглашать не могу, но один из потенциальных покупателей – это одна из крупнейших сетей супермаркетов в Украине. Если сделка состоится, то на рынке Украины появится третий, достаточно сильный игрок в сегменте доставки еды.

– Во сколько вы оцениваете свое украинское подразделение с учетом затрат в чуть больше $2,5 млн?

– Мы уйдем с убытками из Украины. Другой вопрос  – с какими. Хотя до марта у нас и мысли не было уходить с рынка. Мы были близки к большому раунду инвестиций в размере $15 млн. Большая часть должна была быть направлена на развитие сервиса в Украине, а также открытия во всех странах присутствия нового направления – dark stores – это магазины, которые работают только на доставку. Пример, “Яндекс Лавка” и “Самокат” в России. Но из-за ситуацией с распространением вируса рынки США рухнули – и потенциальный партнер потерял там часть инвестиций. Поэтому он не смог инвестировать в нас.

Мы не видим в ближайшей перспективе прибыльности в Украине. Может быть, это связано с тем, что мы плохо знаем этот рынок. Но я не буду сейчас судить, почему у нас не получилось.

С одной стороны, очень жаль, что нам придется уйти. Но с другой стороны – можно строить бизнес из без Украины, хотя мы планировали, что она станет короной Menu Group. Также мы поступим и на рынке Грузии, который во время карантина просел из-за комендантского часа (начинался в 19:00), когда рестораны не могли работать и на доставку. Уходим из этой страны. Так мы избавимся от зависимости от внешних инвестиций, сосредоточившись на рынках Армении и Беларуси, где компании прибыльны и зарабатывают деньги.

–  Именно по этой причине, насколько я понимаю, из Украины ушел и UberEats.

– Да. Сейчас сервисы доставки стали более прагматичны и смотрят на прибыльность, а не рост. Glovo в конце прошлого года привлек $150  млн, а в начале этого ушел с 5 рынков. UberEats закрыл сервисы на 7 рынках, а в ОАЭ отдал бизнес дочерней компании. Модель Uber уже не работает, когда компания для роста за последние десять лет сожгла миллиарды долларов.

Сейчас нет другого пути развития, кроме как зарабатывание денег. И в этом компаниям поможет ситуация с карантином. До пандемии такси-индустрия своими высокими зарплатами сильно давила на рынок доставки еды. То есть, чтобы привлечь курьеров, нужно было платить хорошие зарплаты. Поэтому сервисам доставки не получалось прибыльно работать, даже с учетом высокой эффективности (количество заказов в час).

С начала распространения вируса рынок такси просел на 95%, что дало возможность сервисам зарабатывать. Например, Glovo в апреле снизил заработные платы курьерам на 30%. А Uber ведет переговоры о покупке самого старого сервиса доставки на рынке США – Grubhub. Условия сделки – обмен акциями. Grubhub – прибыльный в отличие от Uber, но за счет этой сделки может таким стать.

– Вы планируете вернуться на рынок Украины, если закроете компанию?

– У меня сейчас нет ответа на ваш вопрос. Но ничего нельзя исключить.

Автор: Вероника Гаврилюк

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.