"С момента запуска Menu.ua я буду работать курьером и доставлять первые заказы", – Ваган Керобян, основатель Menu Group

16.08.2019
4947

Основатель Menu Group Ваган Керобян Фото: afisha.tut.by

В конце июня Menu Group, которая развивает сервисы доставки еды в Белоруссии, Грузии и Армении, заявила о выходе в Украину. Компания приобрела украинский агрегатор Eda.ua и до конца августа запустит Menu.ua. Основатель Menu Group Ваган Керобян рассказал в интервью Retailers, что бренд Eda.ua постепенно прекратит свое существование, в будущем доставка заказов, возможно, будет осуществляться дронами и первые заказы Menu.ua он будет доставлять лично.


– Когда Menu Group приняла решение выйти на рынок Украины?

– У каждого предпринимателя в голове есть список стран, где бы он хотел запустить  свой бизнес. В моей голове Украина присутствовала всегда, с момента старта нашего сервиса в 2012 году.

Предметно думать о выходе мы начали около пяти лет назад, когда привлекли первые инвестиции. Тогда в пятилетнем плане по развитию, который мы показывали инвесторам, среди новых рынков была Украина. Нам бы удалось зайти в Украину ещё год назад, но внутри группы началась полная реструктуризация нашего продукта, поэтому выход мы отложили. Однако план по пятилетнему развитию мы выполнили за счет покупки Eda.ua и уже осенью мы запускаем сервис Menu.ua.

Наша группа впервые выходит на новый рынок не органически, а путем покупки локального игрока. В этом случае это – полностью оправданный шаг. Мы подсчитали, что покупка компании будет для нас дешевле с точки зрения времени и денег и др. Самое главное – это опытная команда eda.ua, чье мировоззрение и ценности полностью соответствуют нашим.

– В комментарии изданию “Коммерсант” вы сказали, что в сделке купли-продажи присутствовал обмен акциями. Расскажите подробности. 

– Мы выкупили 100% акций компании украинского eda.ua и заплатили наличными и новыми акциями Menu Group, которые выпустили специально для акционеров eda.ua. Это, по сути, своп – акции за акции.  

– Какова сумма сделки? Эксперты в статье "Коммерсанта" оценили Eda.ua в EUR 2,5-5 млн.

– Извините, но я не могу раскрывать эту цифру.

– Это сумма меньше EUR 5 млн?

– Да.

– Какие у вас планы на Eda.ua – будете оставлять бренд?

– У бренда Eda.ua – высокая узнаваемость среди потребителей, если смотреть результаты  запросов в Google или количество установок приложения.

Фото: eda.vlasnasprava.ua

Мы начнем работу Menu.ua в Киеве уже в августе, постепенно расширим свое присутствие в другие города. Некоторое время мы будем продолжать работу с Eda.ua, так как платформа хорошо работает в 29 городах как агрегатор заказов. Постепенно расширяя бренд Menu.ua и собственную доставку в каждом новом городе, мы перестанем работать в этих городах по модели маркетплейса. То есть в тех городах, где мы включим Menu.ua, мы перестанем работать по модели маркетплейса – и сразу будем отключать Eda.ua. Так постепенно  бренд Еda.ua полностью завершит работу. Это тот план, которого компания придерживается сейчас, но мы будем пристально следить и анализировать развитие обоих брендов.

Сейчас заказы Eda.ua везут курьеры ресторанов, а мы начнем везти их  сами, тем самым сделаем сервис полностью контролируемым и соответствующим единым стандартам. Появление курьеров Menu.ua на улицах и у клиентов поможет быстрому росту узнаваемости нового бренда.

Фото: пресс-служба Menu Group

– В первые два года работы компании вы планирует направить на развитие 100 млн грн. На что конкретно будет потрачена эта сумма?

– Основная часть – на маркетинг. Мы инвестируем в привлечение  клиентов, в продуктовую команду, в команду по разработке.

– Какие у вас условия работы с ресторанами?

– На других рынках, где мы присутствуем, комиссия в среднем составляет 30%.

 – Вы не считаете, что упустили момент выхода в Украину, с учетом того, что здесь уже работают Glovo и UberEats?

– Нет. Рынок организованной доставки еды еще не насыщен. На таких развитых рынках, как в Сингапуре, Гонконге, Лондоне, частота заказов еды онлайн –  в 40 раз выше, чем в Киеве. В этих городах около 50% оборота ресторана могут генерировать службы доставки. В Украине этот показатель сейчас составляет 20%.

Menu Group будет конкурировать не с Glovo и UberEats, а с количеством заказов клиентов напрямую у ресторанов.

– Вы чем-то будете отличаться от ваших конкурентов – Glovo и UberEats?

– В первую очередь, мы будем платить налоги. Будем открывать здесь офис, а не представительство, как, например, UberEats. Уже ведем переговоры с консалтинговой компанией. 

Также мы сделаем наше приложение на трех языках – украинском, русском и английском.

По сервису. У клиентов будет возможность заказать еду не из близлежащего заведения, ведь они хотят получать еду из своего любимого ресторана, а не из того, что рядом. По такой схеме работают конкуренты – они дают возможность курьерам брать заказы только в определенном радиусе. А мы будем предлагать курьерам зону шире.

– Вероятно, это скажется на скорости доставки.

– Нет. Скорость от этого не пострадает.

– За счет чего?

– Мы не будем раскрывать планы. У нас есть алгоритм, который мы применяем в других странах. Более широкая зона доставки обеспечивает плотность заказов, что сказывается на продуктивности курьеров и они получают хорошую зарплату.

– И в UberEats, и в Glovo говорят, что рестораны не всегда справляются с загрузкой и порой отключают сервисы. И одним из решений этой проблемы называют открытие dark kitchen.

– Не знаю, насколько dark kitchen решит эту проблему. Мы же нацелены на то, чтобы делать заказ более доступным и быстрым. Мы сейчас тестируем возможность доставки заказов дронами. Этот способ поменяет рынок кардинально. Дрон может покрыть 25 км за 15 минут. Но говорить о запуске еще рано.

Фото: пресс-служба Menu Group

– По работе с курьерами. Они будут вашими сотрудниками или пользователями приложения?

– Если смотреть на мировой опыт, все будет зависеть от рынка, от того, как люди захотят работать. Захотят ли они самостоятельно составлять себе график или работать наемным работником? К примеру, в Грузии и Беларуси в Menu работают наемные курьеры. А в Армении мы работаем с фрилансерами. С ними нам комфортней сотрудничать. 

Несколько недель назад была ситуация, когда курьеры Glovo в Киеве вышли под офис сервиса из-за того, что им увеличили количество заказов до 100 для получения бонусов. Легко подсчитать – 100 заказов – это минимум 50 часов работы в неделю. У нас  в среднем 40-часовой рабочий день. У нас человеческие отношения к сотрудникам.

Например я – и генеральный директор, и в тоже время – главный курьер. С момента запуска Menu.ua я буду работать курьером и доставлять первые заказы.

Фото: пресс-служба Menu Group

Когда мы регистрировали свою компанию, нам нужно было заполнить документы. В них была графа “специальность”. Генеральный директор – это не специальность, поэтому я написал “курьер”, хотя по образованию я – математик. Но часто становлюсь курьером.  В самом начале развития компании в Ереване был день, когда лил дождь, не хватало курьеров, и тогда курьерами работали все сотрудники, операторы, которые только что приняли эти заказы, я и даже моя беременная жена.

– Сколько раз в год вы становитесь курьером?

– Два раза в месяц – это точно, на несколько часов, чтобы держать руку на пульсе. Так я понимаю, как работают курьеры, рестораны, а также, что можно улучшить.

Автор: Вероника Гаврилюк 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.