Фермеры онлайн: лайв-стриминг помог китайским фермерам пережить пандемию

13.05.2020
1257

Фото: technologyreview.com

Из-за коронавируса сельскохозяйственная промышленность Китая столкнулась с проблемой реализации продукции. Ей на помощь пришли гиганты e-commerce, вроде Alibaba и JD.com, которые вывели сектор в онлайн. Теперь фермеры ведут трансляции прямо из теплиц и оранжерей и зарабатывают в месяц до $1 400 – это в восемь раз больше, чем в среднем среди небольших сельхозпроизводителей. Стримеры используют ресурсы e-commerce гигантов, которые проводят обучающие курсы, упрощают интерфейс приложений и берут на себя логистику в обмен на процент от продаж. Сейчас на Taobao зарегистрировано уже 50 000 торговцев-стримеров из сельской местности, которые реализуют 90% продукции в онлайне, хотя раньше на онлайн приходилось всего 10%. В целом платформы рассчитывают заработать вместе с фермерами миллиарды долларов.


С 2007 по 2017 год количество интернет-пользователей в Китае выросло с 24% до 98%. Несмотря на столь сильное проникновение интернета, китайские фермеры, тем не менее, не были особо представлены в онлайне, в основном полагаясь на продажи в обычных супермаркетах и на рынках. В первые недели после начала вспышки COVID-19 им пришлось выбрасывать излишки продукции, даже несмотря на то, что спрос на сельскохозяйственную продукцию в стране, например, на продукты питания, резко вырос. В то время как фермеры отчаянно пытались найти новые каналы продаж, а единственным местом покупок для потребителей стал онлайн, гиганты e-commerce увидели отличную возможность для себя. 

Платформы JD.com и Taobao (принадлежит Alibaba), запустили стриминги с фермерами, которые быстро стали популярными. Компании помогли фермерам и продавцам в создании интернет-магазинов и показали, каким образом сделать свой контент привлекательным для покупателей. Кроме того, они сделали свои приложения более понятными и предоставили свои логистические сети для доставки продуктов прямо с фермы на дом. Чтобы поддержать фермеров, Alibaba в феврале 2020 года запустила программу поддержки сельских районов Китая, отключила комиссию на платформе Taobao Live и открыла канал Foodie Livestream для фермеров – его трансляции смотрят 41 млн подписчиков.

За первые три дня трансляции было продано 15 000 тонн продукции. А 13 февраля мэр округа Цзиньхуа Саньи А Донг лично рекламировал манго местных фермеров — его трансляцию смотрело 25 000 зрителей, за две минуты было продано 30 тонн фруктов. В день святого Валентина Taobao провела благотворительный концерт, который привлёк 4 млн зрителей, помог продать 380 тонн фермерских фруктов и овощей и собрал $81 500 пожертвований для Ухани.

Лайв-стриминг довольно популярный китайский феномен. Число стримеров в стране уже превысило полмиллиарда. Трансляции фермеров перед аудиторией существовала и раньше, но не набирала особой популярности. В 2019 году на Taobao зарегистрировалось всего 1000 фермеров. “Большинство фермеров не знали, как стримить, еще меньше людей понимают как работает e-commerce”, – рассказывает глава JD Live Чжан Гуовей. Сейчас на Taobao зарегистрировано уже 50 000 торговцев-стримеров из сельской местности, которые реализуют 90% продукции в онлайне, хотя раньше на онлайн приходилось всего 10%. В течение года планируется увеличение еще как минимум на 200 000. 

Также с прямыми трансляциями фермерам помогают площадки Pinduoduo и JD.com, например, фермер Хуан Хунлинь из провинции Цзянси продал с помощью стримов более 25 тонн фруктов.

JD.com – предлагает фермерам ежедневную трансляцию контента в приложении JD Live. Во время нескольких часов стриминга они могут показать свою продукцию и ответить на вопросы потенциальных покупателей. 

Трансляции обычно длятся от одного до двух часов, одновременно их могут смотреть до миллиона зрителей. 

Например, один из фермеров на платформе Ли Цзиньсин использует приложение JD Live для трансляции со своих цветочных полей. Он показывает как растут цветы, продемонстрирует их особенности и объясняет, как ухаживать за ними. В первый день после трансляции он продал 100 заказов. К концу сезона сбора урожая он продал несколько сотен тысяч цветов, и, таким образом, его бизнес не существенно пострадал от пандемии.

Несмотря на то, что Китай постепенно выходит из карантина, в стране открываются физические магазины, потребители и фермеры продолжают полагаться на стриминги. Для многих производителей это стало даже основным источником дохода. По словам Чжу Си, главы Taobao Rural Livestreaming, почти 2000 фермеров в настоящее время получают ежемесячный доход более 10 000 юаней (примерно $1400) – в восемь раз больше, чем в среднем в этом сегменте.

JD.com и Taobao также планируют в дальнейшем развивать этот новой вид торговли. В планах JD сделать процесс стриминга ещё проще и доступнее для фермеров процесс для фермеров. Кроме того, компания также начала активно привлекать фермеров, которые выращивают местные деликатесы, например, производителей клубники в провинции Ляонин. По словам Чжу Си, Taobao расширяет возможности своих бесплатных обучающих семинаров для фермеров и планирует заработать на продажи сельскохозяйственной продукции в размере 15 млрд юаней ($2,1 млрд) посредством стриминга в течение года.

Что будет после пандемии, пока вопрос. Прямые трансляции не только помогла отрасли пережить кризис – они создали совершенно новый способ ведения бизнеса, который, вероятно, будет продолжаться еще долго после окончания пандемии. Либо, наоборот, вызовет перенасыщение рынка. 

Источник: Technology Review

Перевод: Людмила Будина

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.