Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Ритейл и карантин. Какие выводы можно сделать уже сегодня
Из любой ситуации можно извлечь уроки. Почти два месяца мы прожили в карантине. Какие выводы бизнесу можно сделать уже сегодня? Рассуждает издатель Retailers Юлия Белинская.
Ваш бизнес могут закрыть в любое время
Административные методы влияния подрывают саму идею рыночной экономики и свободной конкуренции. Да, сейчас это делается во имя безопасности, ведь на чаше весов – риск болезни и смерти людей. Но это не отменяет того, что мы столкнулись беспрецедентным для 21 века нарушением базовых прав и свобод человека.
Когда власти решают, кому можно работать, а кому – нет, кто относится к стратегическому предприятию, а чья деятельность не такая уж важная или небезопасная, это несправедливо. И подобная ситуация может повториться снова. Поэтому никто не застрахован от того, что его бизнес будет закрыт.
Онлайн не стал панацеей для офлайн-ритейла
Безусловно, онлайн-продажи в этот карантин выросли и для многих компаний интернет-торговля осталась единственным источником дохода.
Однако он не смог перекрыть падения офлайна. Аналитики из GfK посчитали, что интернет-продажи должны вырасти минимум вчетверо, чтобы компенсировать полное закрытие магазинов. Однако до такого показателя далеко и на развитых рынках, и в Украине. По словам основателя Evo.business Николая Палиенко, карантин добавил дополнительных 20% рост продажи на маркетплейсах. По данным GfК, в Украине продажи бытовой техники и электроники в магазинах просели на половину за время карантина. Продажи одежды в марте в Британии упали на 34%, пишет BBC. По украинскому рынку данных нет, но ситуация в украинском fashion вряд ли лучше. То есть о компенсации потерь говорить не приходится.
Омниканальность в ритейле – больше не модное слово, а необходимость
Несмотря на то, что электронная коммерция не смогла компенсировать потери от закрытий, это вовсе не значит, что онлайн-канал не нужно развивать. Из-за карантина многие попробуют что-то заказать впервые в интернете и, если потребительский опыт будет успешным, продолжат это делать и после карантина.
Мы увидели взрывной рост интернет-магазинов продуктовых ритейлеров. Свои интернет-магазины запустили АТБ, “Сильпо”, “Фора”, мы увидели наконец-то услуги “click and collect”, “click and drive”. Да, прямо сейчас в этом канале будет сложно получить прибыль. Интернет-торговля будет расти вне зависимости от карантина, это долгосрочный тренд и игнорировать его – недальновидно.
- Рост безналичных оплат
За первый месяц карантина объемы операций в POS-терминалах ПриватБанка вырос на 10%, при этом значительно сократилось число операций с наличными. Когда по миру гуляет вирус, наличные становятся небезопасными, поэтому доля безналичных оплат на украинском рынке будет продолжать расти.
- Ваш актив – это ваш бренд и ваши клиенты
Что останется от вашего бизнеса, если все ваши торговые точки закрыты? Есть ли у вас узнаваемый бренд? Любят ли его и помнят ли о нем потребители? Знаете ли вы своих клиентов? Налажены ли у вас с ними маркетинговые коммуникации, в том числе – в цифровых каналах? Умеете ли вы делать персонализированные предложения? Если нет, у меня для вас плохие новости. Товар и удачное месторасположение – уже недостаточные условия для прибыльного ритейл-бизнеса.
- Слабые покинут рынок
Последствием карантина станет экономический кризис, а, значит, сокращение покупательской способности и изменение потребительского поведения. Мы уже это видим.
Сокращение рынка означает, что объем пирога становится меньше, конкуренция за кошельки потребителей ожесточается, а это значит, что слабые и неэффективные бренды будут вынуждены покинуть рынок.
- Гибкость и скорость принятия решений выходит на первый план
Карантин спутал все планы и свел на нет долгосрочное планирование. В условиях неопределенности и непредсказуемости, организациям и их лидерам нужно проявлять гибкость. Гибкое управление затратами, гибкий график работы, гибкий зарплатный фонд, гибкость в работе с поставщиками и арендаторами. Теперь нет догм, все условия могут быть изменены или пересмотрены. Офлайн-ритейл – традиционно консервативная отрасль, в которой долго принимаются решения и долго запускаются проекты. Теперь тот бизнес, который долго внедряет изменения, попросту нежизнеспособен и будет проигрывать более быстрым конкурентам.
Вывод: Мир изменится, но не так быстро и не так сильно, как пишут “эксперты” в Facebook. Все люди не откажутся от походов в торговые центры и рестораны. Часть людей какое-то время будут бояться и избегать социальных контактов, часть переключится на интернет-торговлю и доставку. Вырастут ожидания и требования к безопасности и удобству шоппинга. Культура и привычки не меняются за несколько месяцев. Но бизнесу придется меняться быстрее.