McKinsey & Company: насколько быстро мировая экономика придет в себя после эпидемии коронавируса

03.04.2020
2650

Фото: Skywell Software

Консалтинговая компания McKinsey & Company опубликовала глобальный аналитический отчет, посвященный кризису, вызванному эпидемией коронавируса, и возможным последствиям для бизнесов по всему миру. 


Как будет развиваться ситуация с эпидемией

На момент последнего обновления аналитики McKinsey склонялись к двум сценариям дальнейшего развития событий:

1. Замедленное восстановление

Этот сценарий основывается на предположении, что распространение вируса в Европе и Америке будет расти до середины апреля (в Азии пик новых заболеваний произойдет раньше, а Океанию и Африку эпидемия зацепит слабо).

Карантин поможет сдержать распространение заболевания, системы здравоохранения справятся с потоком больных, а сам вирус окажется сезонным, что приведет к росту оптимизма в отношении эпидемии уже к середине мая. К осени новые вспышки и учащения случаев будут успешно купироваться благодаря опыту и налаженным процессам, а экономическая активность продолжится.

Карантины и ограничения перемещений приведут к падению трат среди потребителей и бизнесов до конца II квартала. Рецессия продолжится до конца III квартала: потери прибыли, увольнения, банкротства, рост безработицы, давление на банковские и финансовые системы. Только к концу IV квартала европейской и американской экономикам удастся более или менее восстановиться. Все это приведет к небольшому падению глобального ВВП в 2020 году.

2. Длительное сокращение

Сценарий предполагает, что своего пика эпидемия в Европе и Америке достигнет только в мае. Вирус окажется не сезонным, что приведет к длинному хвосту заболеваний до конца года по всему земному шару и серьезному стрессу для  систем здравоохранения.

Расходы в В2В и В2С секторах будут сокращаться на протяжении всего года, провоцируя корпоративные сокращения и банкротства в секторах экономики, которые пострадали больше всего. Финансовая система хоть и с трудом, но выстоит благодаря сильной капитализации банков и надзору государств.

Эффект от эпидемии к концу 2020 года будет сравним с кризисом 2008-2009 гг., ВВП для всех ключевых экономик солидно упадет. Восстановление начинается только ко II кварталу 2021 года.

На чем сейчас фокусируются бизнесы по всему миру

Аналитики McKinsey & Company пообщались с десятками команд и определили 5 ключевых направлений:

  1. Защита команды (безопасность труда, обеспечение процессов, компенсация).
  2. Работа с цепочкой поставок (пересмотр требований и процессов, оптимизация и нормирование, гибкое прогнозирование спроса).
  3. Вовлечение потребителей (обеспечение безопасности, своевременное информирование об изменениях, информирование потребителей о мерах предосторожности всеми ресурсами на всех этапах воронки).
  4. Стресс-тесты финансов (определение сценариев, оценка показателей, составление алгоритмов действий, отталкиваясь от триггеров).
  5. Создание центра управления (мэппинг проблем и действий, консолидация инфопотоков и усилий отделов, эффективное согласование с руководством).

Какие ошибки допускают компании

Авторы отчета отмечают и ряд упущений, которые допускают компании в ситуации быстрых и слабо прогнозируемых изменений. Например, даже имея четкие внутренние инструкции по внедрению кардинальных мер предотвращения эпидемии, некоторые менеджеры не до конца понимают границы своей ответственности и боятся принимать резкие решения.

Меры безопасности часто недальновидны или неэффективны. Скажем, замер температуры как условие допуска на работу не учитывает того факта, что у зараженных COVID-19 жар может появиться далеко не сразу. Просьбы оставаться дома при плохом самочувствии могут не сработать, если сотрудник не знает о том, как эти дни будут компенсироваться, и не будет уверен, что защищен от других последствий невыхода на работу.

Опасность для бизнесов также представляют следующие факторы:

  • недооценивание снижения спроса (особенно для компаний с низкой ликвидностью);
  • несогласованность действий между отделами и предположений, из которых они исходят, расставляя приоритеты;
  • потеря стратегической перспективы в потоке постоянно обновляющихся вводных.

Источник: Vctr.media

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.