Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Куда движется мировой рынок ритейла и где находятся на карте развития украинские игроки. Итоги выставки EuroShop 2020
Фото: Юлия Белинская
Корреспондент Retailers Людмила Будина подводит итоги выставки EuroShop 2020, прошедшей в Дюссельдорфе. И пытается определить, где находится украинский розничный рынок на карте развития.
При знакомстве со стендами участников выставки складывалось ощущение, что наконец я попала в мир ритейла, о котором читаю в зарубежных СМИ. Новые решения в рознице: освещение, пространство, технологические решения (умные зеркала, умные ценники, умные полки), манекены всех возможных вариаций (в виде попугаев, ящериц или плюс-сайз), “гибкое” оборудование для магазина, динамическое освещение, эко-материалы для оформления магазина, танцующие роботы (смысл которых все еще непонятен) и многое другое.
Больше полувека через каждые три года участники розничного рынка знакомятся с новыми тенденциями в сфере ритейла. На выставке они могут ознакомиться, протестировать и даже приобрести новые разработки в логистике, оборудовании, ритейл-маркетинге, визуальном-мерчейдазинге и в других сферах. В этом году EuroShop 2020 разместился в 16 тематических павильонах, где было представлено 2 300 стендов. Решения и инновации, представленные на выставке, отражают актуальное состояние ритейла – как офлайн, так и онлайн, и прогнозируют, в каком направлении будет развиваться отрасль следующие несколько лет.
Одной из главных тем на EuroShop в этом году была цифровая трансформация, в том числе – с точки зрения достижения максимально возможной энергоэффективности и устойчивости. Кроме того, были представлены решения для гибкости торгового пространства в магазине: полки на магнитах, разбирающиеся стеллажи, напольное покрытие, которое собирается как пазл, динамическое освещение, которое меняется нажатием на лампу, умные тележки, умные зеркала, в которых пока можно только смотреть на себя и выбирать товар онлайн и многое другое.
Некоторые компании воспроизводили целые магазины или возводили двухэтажные конструкции с крутым визуальным оформлением. Среди всего этого можно было разглядеть разнообразие технологий по свету, технологиям для магазина, ресторанным решениям, дизайну, манекенам. И главное – что это все для потребителя. Некоторые решения, представленные на выставке, уже можно было найти в магазинах по всему миру, а какие-то только готовились к запуску.
После концентрации всех этих новых решений, которые имеют все шансы стать востребованными, кажется, что ритейл в Украине находится на задворках развития. Возможно, украинские компании действительно трансформируются не такими темпами как зарубежные, но отчасти это поясняется спецификой рынка. К примеру, значительная часть выставочных стендов EuroShop 2020 была посвящена автоматизации. Диджитализация западных рынков позволила Amazon начать развитие полностью автоматизированную офлайн сеть Amazon Go. За рубежом пользователи в основном совершают покупки с помощью мобильных платежей и практически не пользуются наличкой. В Украине, по официальным данным, в торговых сетях только половина покупок совершается с использованием банковских карт.
В то же время в Украине ритейлеры внедряют такие решения, которые высоко оцениваются западными игроками. Например, у продуктовой сети "Сільпо" дизайнерские решения отличаются от магазина к магазину. Во время выставки у стенда компании по световым решениям Imoon я представилась и рассказала, что приехала из Украины, на что представители компании ответили мне, что работали над несколькими "Сільпо".
Собственник GoodWine Дмитрий Крымский выступал на конференции в рамках выставки с темой трансформации на примере собственного магазина. К слову, с поставщиками для оборудования Schweitzer компания познакомилась на одном из прошлых EuroShop. Есть и другие магазины, которые выделяются своими решениями в дизайне и освещении. Среди них – Rozetka, Mikki, “Люкс Оптика” и другие.
Если говорить о технологиях, то некоторые ритейлеры начали внедрять оплату Face ID, а также тестировать "карманные кассы". Некоторые ритейлеры внедряют виртуальную "примерку" косметики.
Вывод: Возможно, трансформация и освоение новых технологий займет больше времени, чем предполагалось. Но мы на правильном пути.
Автор: Людмила Будина