В 2019 году сумма нанесенных кибермошенниками убытков составила 25,5 млн грн. Из них половину удалось вернуть

24.02.2020
2701

Фото: cyberfort.com.ua

В течение 2019 года в Департамент киберполиции поступило 20 567 обращений граждан, сообщили в пресс-службе Департамента Киберполиции на запрос Retailers.


Из них в сфере платежных систем 701:

– Кража (ст.185 КК Украины) – 159 обращений.

– Незаконные действия с информацией, которая обрабатывается в компьютерах, автоматизированных системах, компьютерных сетях или сохраняется на носителях такой информации, совершенные лицом, которое имеет доступ к ней (ст.362 КК) – 362.

– Незаконные действия на перевод, платежными картами и другими средствами доступа к банковским счетам, оборудование для их изготовления (ст. 200 КК) - 180.

Сумма материальных убытков в уголовных производствах, начатых по признакам мошеннических действий, которые сделаны с использованием информационных технологий составляет 25,5 млн грн (киберполиция – 13,8 млн грн). Сумма возмещенных убытков, с учетом наложенного ареста или изъятого имущества, составляет 12,5 млн грн (киберполиция – 5,1 млн грн).

Киберполиция не ведет отдельной статистики мошенничества в интернете. Но отмечает наиболее актуальные схемы, которые используют мошенники при помощи интернета:

– "Фишинг" – отсыл фейковых (мошеннических) электронных писем с вредоносным программным обеспечением, для получения информации о платежных инструментах пользователя, их логины и другую персональную информацию.

– "Вишин" – использование мобильной связи с целью украсть персональные и платежные данные. Когда мошенники под видом сотрудников банка, кредитных учреждений, работников правоохранительных органов и госучреждений пытаются узнать эти данные.

– Использование банковских карт и платежных систем, в том числе – заём денег у финансовых организаций. Чаще всего это происходит после отправки или размещения в интернете жертвой копий своих документов или платежных карт (счетов).

– Ненастоящие (фейковые) интернет-магазины, которые продают несуществующий товар и просят предоплату.

– Имитация реализации товаров или услуг через интернет-аукцион, виртуальные доски объявлений.

– Имитация выигрыша в лотерею или призов. Пользователь получает письмо на электронный ящик, смс-сообщение или телефонный звонок от кого-то, кто утверждает, что он сотрудник госучреждения или представитель известной организации или знаменитости, и сообщает жертве, что она выиграла большую сумму денег или приз. Мошенник входит в доверие и поясняет, что для того, чтобы забрать выигрыш, необходимо сначала перевести небольшую сумму денег для оплаты налога на товар или сбор на оформление документов.

– Ненастоящие сервисы для перевода денег или пополнения мобильных телефонов.

С целью предотвращения мошеннических действий в интернете Департамент Киберполиции на базе ресурса cyberpolice.gov.ua создана площадка Stop Fraund, на которой можно проверить мошеннический ли интернет-ресурс или нет, при помощи адреса сайта, номера телефона, номера банковской карточки.

Автор: Юлия Белинская

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.