«Искусственный интеллект, машинное зрение и блокчейн — это не планы, а реальность», — Игорь Новиков, Университет cингулярности

27.07.2017
3563

wubc.club

Инновации добрались и до украинского ритейла. На рынке уже есть компании, которые пытаются внедрять дополненную реальность, искусственный интеллект, машинное зрение и блокчейн. Без инноваций ритейлерам придется бороться с конкурентами за каждого клиента. Такой прогноз делает эксперт по технологиям и основатель представительства Университета сингулярности в Киеве Игорь Новиков. Игорь сотрудничает с ведущими инновационными компаниями мира и консультирует украинский бизнес, как оптимизировать работу в компаниях

— Какие трендовые инновации сейчас применимы для ритейла? На какие технологии есть спрос?

— На первом месте — сбор, хранение и анализ данных с использованием искусственного интеллекта. Активно развивается блокчейн. Компании начинают уделять внимание вопросам кибербезопасности. В логистике и транспорте появляется спрос на все, что связано с системами автопилотирования и электромобилями.

Дополненная реальность – тренд следующего года. Если у компании Apple получится выпустить iPhone 8 с системой измерения объема пространств, это может быть использовано в ритейле, например, для навигации внутри мегамаркетов. А вместе с геймификацией этого процесса, как показали «покемоны», можно манипулировать движением масс в реальном пространстве. 

siri-iphone-8-ar-siri-home-button-03.png

Возможности дополненной реальности будущей модели iPhone8. Источник: 9to5mac.com 

3D-принтинг будут развивать позже. С его помощью можно будет производить кастомизированные товары по необходимости в магазине. Это значит, что три грузовика, едущие через всю страну, можно будет заменить одним принтером и одной фурой с сырьем, чтобы сделать продукт под клиента — уникальный и индивидуальный.

— Какие возможности для ритейла предоставляют новые технологии и инновации?

— Помимо того что можно оптимизировать расходы и доходы компании, появилась возможность двухсторонней коммуникации с клиентом. Без назойливой и неэффективной рекламы, холодных телефонных звонков и спама можно сделать процесс более интересным, предварительно собрав и проанализировав данные о клиенте. Также технологии помогают не только бороться с воровством и мошенничеством, но и в ряде кейсов полностью их искоренить.

— Как это отразится на работе украинских ритейлеров?

— В Украине перемены произойдут позже, но резче, чем в других странах. Это заметно по рынку электромобилей: он маленький и отсталый, но при этом его динамика на пятом месте в мире.

На Западе плавность перемен привязана к стратегии компаний. А поскольку в Украине практически отсутствует стратегическое планирование, особенно в большом бизнесе, внедрение инноваций происходит рывками.  

— Что нужно предпринимать бизнесменам, чтобы преуспеть в бум инноваций и технологий?

— Основной тренд для ритейла — искать новые идеи и учиться вне своей сферы. Синергетический эффект на практике творит чудеса. Необходимо особо пристально наблюдать за технологическими компаниями и финансовым сектором.

Важно отбросить сдерживающие факторы и представить, каким бы был ваш бизнес в идеальном мире, в котором есть доступ к любым умам, ресурсам, деньгам. Потому что не исключено, что идеальные условия для вашего бизнеса уже наступили, просто вы о них не знаете.

Важно искать ответы не только в технологиях, но и в поведенческих науках, а также в новых бизнес-методологиях, таких как геймификация, экономика совместного пользования, экономика толпы (этот список можно продолжать довольно долго). Необходимо общее понимание контекста рынка и общества, в котором бизнес существует. Но я заметил позитивный сдвиг: бизнес начал обращать внимание на возможности и на угрозы, которые несут новые реалии. 

— Какие угрозы вы имеете в виду?

— В первую очередь угрозы в сфере кибербезопасности (привет, Petya!). Также есть угроза не успеть за технологиями. Не оценить правильно развитие определенных сегментов рынка в своей стратегии. Как часто вы задумываетесь, например, о влиянии роста количества автомобилей с автопилотом на рынок недвижимости? Как вы оцениваете спрос в условиях растущей технологической безработицы?

В Украине также существует угроза попадания в так называемый длинный хвост из компаний, которые ведут борьбу за клиента. Раньше в каждой нише маленькое количество продуктов конкурировали за огромную аудиторию, а сейчас барьеры фактически отсутствуют, разнообразие предложений выросло в разы.

Понимание потребностей и желаний клиентов на уровне индивидуума из конкурентного преимущества превратилось в условие выживания.

— С какими запросами обращаются к вам украинские ритейлеры и работают ли они над инновациями?

— Мы консультируем ряд компаний в Украине. Есть хороший спрос на машинное зрение, блокчейн и большие данные. Неожиданно популярным оказался поведенческий хакинг. Это уже не планы, а реальность.

Нашим компаниям присуща некая «отсталость» в бизнесе. В одном из кейсов на стадии сбора информации, даже не прибегая к внедрению технологий будущего, мы снизили расходы партнеров на несколько сотен тысяч долларов в месяц, притом что на само решение проблемы мы не потратили ни копейки. Часто при правильном анализе бизнеса можно увидеть недостатки и оптимизировать расходы на 10–15%. 

— Компании, с которыми вы сотрудничаете, уже работают над инновациями? 

— Да. На рынке уже начали понимать безальтернативность этого. 

— Какой технологический опыт вы посоветуете перенять у зарубежных компаний?

— Я бы посмотрел на кейсы General Electric, Procter & Gamble, Amazon, Tesla, GigWalk и ряда других компаний. В логистике я бы порекомендовал изучить кейс UPS, а именно то, как им удалось сэкономить миллиарды долларов в год на анализе данных о движении их транспорта.

— Стоит ли компаниям развивать отделы по работе с технологиями для продажи?

— Одним отделом инноваций не отделаешься. В ряде случаев необходимо формировать проектную команду вне штата компании, завязанную на акционеров и топ-менеджмент. Только они по принципу «не навреди» смогут разработать план корпоративной трансформации. Такие проектные команды уже есть у всех, например у Applе, GE и Tesla.

В Украине многие не понимают потенциал внедрения инноваций, однако я не считаю, что Украина останется островком каменного века.

— Учитывая тенденции на рынке технологий, какой прогноз вы можете сделать насчет того, как поменяется ритейл через 5–10 лет?

— Через 10 лет он явно изменится до неузнаваемости. Логично предположить появление аналога Amazon. Считаю, что за эти годы мы выйдем на новую модель, которая будет крайне эффективна, децентрализованна и построена на работе с нано-спросом, и не исключено, что с динамичным ценообразованием. Точно будут громкие банкротства, но это даже хорошо: так устроена жизнь.

Автор: Валерия Дорош

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.