Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как онлайн-ритейлеры анализируют своих конкурентов
http://online-marketing.com.ua/
По прогнозу Prom.ua, объем рынка электронной коммерции в Украине должен вырасти с 25 млрд грн в 2015 году до 33,4 млрд грн в 2016-м. На рынке появляется все больше интернет-магазинов, что приводит к обострению конкуренции. Как интернет-игроки анализируют друг друга?
Онлайн-игроки постоянно мониторят и анализируют цены, ассортимент, рекламную активность, данные по количеству и качеству трафика, его структуру, охват аудитории, затраты на рекламу, а также основные SEO-показатели. По словам генерального директора ANSWEAR.ua Виктора Супеева, на украинском рынке борьба за клиента порой не менее ожесточенная, чем в Европе.
Директор по маркетингу интернет-магазина одежды и обуви LeBoutique Юлия Шилова отмечает, что для онлайна также важны качественные показатели, — какие изменения в продукте (платформе), какие активности запускают, в каких каналах и какую рекламу размещают, какой call-to-action закладывают и т. п.
«Мы постоянно мониторим цены на сайтах конкурентов и статистику в соцсетях», — говорит основатель Zlato.ua Святослав Амелин.
Онлайн-компании оценивают своих конкурентов не только в интернете: активности происходят в офлайне, оценивается уровень сервиса конкурентов и вакансии.
«В первую очередь на регулярной основе мы тестируем и анализируем сервис конкурентов. Для этого у нас предусмотрен ежемесячный бюджет для организации контрольных закупок. В этом процессе задействована вся команда. Кроме этого, конечно же, собираем данные online- и offline-активностей», — говорит Супеев.
В офлайне LeBoutique оценивает медиаканалы, периоды проведения рекламных кампаний, охваты, долю ТВ-рекламы — обязательно смотрят на количество рейтингов. В интернет-магазине Rechi.ua, чтобы понимать общую ситуацию по кадрам на рынке, добавляют анализ вакансий.
Какие инструменты используют для анализа
Для анализа рынка LeBoutique использует данные Nielsen, MMI, GFK Online Shopping, SimilarWeb, Advert Track, Social Bakers, Google Trends, данные «Коммуникационного альянса». «Мы анализируем данные и по нашей нише, и в целом по электронной коммерции, поскольку осознаем, что многие тренды из других ниш могут быть релевантны для нас», — отмечает Юлия Шилова.
По словам Святослава Амелина, основной инструмент для ежемесячного анализа работы конкурентов — это сервис similarweb.com. Также используется сервис serpstat.com для анализа ключевых SEO-показателей конкурентов. Этот сервис в дополнение дает срез по PPC-рекламе конкурентов. Амелин отмечает, что если говорить о SEO, то там еще целый ряд инструментов, которые используют специалисты компании по продвижению.
«В соцсетях тоже проводим анализ. В Facebookе есть встроенный инструмент анализа сообществ конкурентов по приросту аудитории и охвату постов. Также неплохой сервис allsocial.ru — показывает прирост аудитории сообществ во «ВКонтакте», — объясняет основатель Zlato.ua.
В F.ua для того чтобы собрать семантику по конкурентам и дополнить картину, используют также Ahrefs и Serpstat (раньше он назывался Prodvigator).
Чтобы исследовать рынок, можно полагаться не только на собственные силы, но и использовать данные по рынку от ведущих аналитических компаний. В F.ua пользуются исследованиями GfK Украина, УАДМ, ИнАУ. «Для того чтобы иметь представление о состоянии дел во всей отрасли и для подготовки своей аналитики используем исследования ассоциации E-commerce Europe», — говорит управляющий партнер интернет-магазина F.ua Дмитрий Покотило.
Как рассказал Святослав Амелин, на различных рынках присутствуют и другие, отличные от digital методы анализа работы конкурентов — «вербовка» сотрудника конкурента или поставщика для получения информации об объемах продаж, анализ объемов отправок, взлом баз данных и т. д. Его компания несколько раз стала «жертвой» подобных действий.
Автор: Александр Шокун