Николай Палиенко, EVO: «Маркетплейсы — эффективный канал продвижения для большинства бизнесов»

13.09.2016
3137

http://it-media.kiev.ua/

 

 

CEO группы компаний EVO Николай Палиенко рассказал, что в первом полугодии 2016 года интернет-пользователи купили на Prom.ua почти в два раза больше товаров, чем за аналогичный период прошлого года, а на Bigl.ua каждый второй проданный товар — украинского производства. Помимо конечного потребителя, локальные производители могут сотрудничать с государством на платформе Zakupki.prom.ua. По словам Палиенко, отсутствие своевременной и полной оплаты — один из страхов, который на ранних этапах отпугивал поставщиков от участия в электронных госзакупках, но сейчас государство — ответственный плательщик и заказчик

— По вашим оценкам, какая доля рынка украинского e-commerce приходится на маркетплейсы?

— Сложно дать объективную оценку. Многое зависит от того, что считать электронной коммерцией, а также что считать маркетплейсами. Например, учитывать ли при оценке всего e-commerce рынок билетов, объявлений, а также С2С-услуг (ведь все эти сделки тоже проходят в интернете), или же принимать во внимание только продажи товаров?

Если говорить только о продажах товаров, мы полагаем, что доля чистых маркетплейсов, которыми, по сути, являются только маркетплейсы EVO, — до 20%. Но также на рынке есть гибриды, которые и интернет-магазины, и маркетплейсы одновременно. Их доля также велика.

— Наш форум называется «Время для рывка локальных брендов». Можете ли вы констатировать появление устойчивого спроса на товары украинского производства? Если сравнить статистику по Prom.ua с 2013 годом, то насколько увеличился спрос/продажи украинских товаров?

— Да, можем. Впервые мы заметили всплеск спроса на товары украинского производства, когда подводили итоги 2015 года. Тогда оказалось, что более 20% товаров, купленных с начала года на Prom.ua, — украинского производства. Причем за год товарооборот именно в сегменте продукции украинского производства увеличился в три раза.

В 2016 году тенденция сохранилась. В первом полугодии 2016 года интернет-пользователи купили на Prom.ua почти в два раза больше товаров отечественного производства, чем годом ранее.

Еще более красноречива статистика Bigl.ua, где каждый второй проданный с февраля товар — украинского производства.

— Какие ресурсы нужны украинскому производителю потребительских товаров средних размеров, чтобы начать работу с одним из маркетплейсов EVO? Как быстро можно запустить свой интернет-магазин на одной из платформ EVO?

— Запустить свой магазин и начать продавать на Prom.ua или Crafta.ua можно уже сегодня. Мы все сделали для того, чтобы упростить выход в онлайн для предпринимателей. Чтобы начать работу на Prom.ua, необходимо зарегистрироваться, оформить магазин из предложенных шаблонов и, следуя инструкциям, наполнить его товарами и услугами.

 

Но чтобы бизнес развивался, необходимо уделять внимание своему магазину: следить за качеством контента (фото, описание), актуальными ценами, вовремя обрабатывать заказы, качественно работать с отзывами и, конечно, использовать возможности продвижения, в частности, в общем каталоге.

Для того чтобы начать продавать на Bigl.ua, нужно сначала наработать высокий рейтинг и положительные отзывы покупателей.

— Если у компании есть свой интернет-магазин, то насколько целесообразно сотрудничать с марктеплейсами? На какой процент продаж через маркетплейсы можно рассчитывать?

— Собственный магазин или маркетплейс — это всего лишь инструменты. И от того, насколько грамотно и правильно они используются, зависят продажи. У нас есть клиенты, для которых маркетплейс генерирует 90% и более всех заказов, а есть такие, для которых не более 10%.

С моей точки зрения, маркетплейсы — наиболее эффективный канал продвижения для большинства бизнесов, особенно маленьких, ориентированных на конечного потребителя. Они упрощают выход бизнеса в онлайн, помогают генерировать продажи сразу (например, на Prom.ua ежедневно заходят около 1,2 млн потенциальных покупателей), закрывают вопросы SEO и контекстной рекламы. Таким образом, предпринимателю остается делать то, что он умеет делать лучше всего, — продавать.

Начать бизнес на торговой площадке можно с минимальным бюджетом, а платить за конкретный результат. Например, за заказы или просмотры товаров пользователями — тут множество вариантов. Даже более крупный бизнес, у которого есть все ресурсы для создания своих интернет-магазинов, также размещается на маркетплейсах.

— Получаете ли вы обратную связь от производителей, сотрудничающих с Zakupki.prom.ua? Насколько государство ответственный плательщик?

— Да, конечно же, мы получаем обратную связь. Отсутствие своевременной и полной оплаты — это один из страхов, который на ранних этапах отпугивал поставщиков от участия в электронных госзакупках. Старая «бумажная» система сделала все, чтобы этот страх плотно укоренился в умах поставщиков. Именно поэтому ProZorro заботится о том, чтобы в гостендерах по-новому проблем с оплатой не было.

Сегодня можно уверенно сказать (это подтверждают и наши клиенты), что государство — ответственный плательщик. Однако нужно еще обратить внимание и на ответственность каждого конкретного заказчика. В зависимости от того, насколько серьезно и профессионально он отнесется к утверждению договора, подписанного казначейством, настолько быстро и в полном объеме государство и оплатит. В целом можно смело говорить о том, что по состоянию на сентябрь 2016 года проблем с оплатами нет. Я бы даже сказал, нет совсем.

Кстати, статус проведения платежей по заключенным договорам можно отследить на сайте уполномоченного органа электронной системы публичных закупок Украины prozorro.gov.ua. Кроме того, еще в июле в ProZorro появилась функция проверки платежей. В этом помогает поисково-аналитическая система 007. На сайте http://www.007.org.ua/search можно проверить по каждой закупке, проводимой через госказначейство, была ли произведена оплата на победителя, когда она была сделана и в полном ли объеме.

— Можно ли, сотрудничая с одной из ваших платформ, получить заказы из других стран? Если да, то какова статистика по заказам?

— Такая возможность есть, но процент этих заказов незначительный. Трафик — не проблема. Проблема — инфраструктура и логистика.

— По вашему мнению, какие факторы стимулируют/сдерживают развитие рынка интернет-торговли в Украине?

— Сдерживающие факторы — это скорость развития логистики, инфраструктуры и онлайн-платежей. Стимулирующие факторы — это растущее количество продавцов и товаров.  

Николай Палиенко — один из спикеров Retailers CEO Summit «Время для рывка локальных брендов», который пройдет 13 октября 2016 года в отеле InterContinental в Киеве. Верим в украинские компании и бренды, присоединяйтесь сегодня!

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.