Основатель и руководитель Hotline: «В прошлом году Hotline сгенерировал более 800 млн грн оборота интернет-магазинов»

29.01.2016
4958

e-commerce.com.ua

Основатель и руководитель Hotline Сергей Арабаджи рассказал ЛІГА.net в эксклюзивном интервью, куда движется украинская электронная торговля, а также IT-рынок в целом. Приводим выдержки

Мы посчитали, что в прошлом году Hotline сгенерировал более 800 млн грн оборота интернет-магазинов — наших партнеров. Доля Hotline на рынке сравнения цен — около 35–40%, можно предположить, что его общий объем составляет около 2 млрд грн.

Как правило, основным каналом привлечения покупателя является поисковая система. В первую очередь, магазин идет в Google,Yandex. Вторым по размеру каналом, для уже более-менее известных магазинов, является прямой трафик на сайт (непосредственные заходы на страничку). Comparison shopping (сравнения цен на товары в интернете), в зависимости от ассортимента и активности магазина, дает ему от 5 до 20% пользователей. Также, в последнее время, магазины используют для привлечения клиентов ре-маркетинговые системы. И замыкают этот список баннерная реклама и социальные сети.

Магазины, которые торгуют техникой и электроникой («Алло», Comfy, «Фокстрот» и «Эльдорадо») первыми успешно освоили многоканальные продажи. Остальные магазины, к примеру, сети DIY и парфюмерии, все-таки еще выжидают и очень осторожно идут в этом направлении.

Наша страна по уровню проникновения онлайн-торговли отстает от других стран Европы. В деньгах, доля онлайн в общей рознице пока не более 10%. Может быть, даже и 5% нет. В Польше это уже больше 10%, а в Великобритании — почти 40%, например. То есть у нас объем онлайн-торговли еще может увеличиться в разы.

Развитие классической интернет-торговле с возможностью заключения сделок онлайн — проблема многогранная. Во-первых, люди не доверяют нашим магазинам (я заплачу, а он не привезет). Второе: люди не доверяют банкам (получают зарплату на карточку и тут же обналичивают). Третье: банально у многих магазинов не принимается оплата с карт. Или за нее берется наценка. Но важно все-таки понимать глобальную проблематику здесь. Заключение сделки в интернете подразумевает то, что и продавец, и покупатель принимают на себя взаимные обязательства. 

Чтобы перейти на следующий этап онлайн-торговли, интернет-магазины должны начать рекламу оплаты карточкой на своем сайте. Приучать к этому людей. Если магазин реализует заключение сделки онлайн, он начинает развиваться как технологический бизнес. У него появляется информационная система о доступности товаров, нормализуются бизнес-процессы и система взаимодействия с поставщиками и логистическими компаниями. Все эти программные модули, принципиально, давно разработаны.

А сейчас, мы имеем парадоксальную ситуацию: украинцы больше доверяют китайскому Alibaba, чем старшей по возрасту украинской интернет-площадке.

Я хочу, чтобы перестали говорить о серых товарах, как о контрабанде. Ведь это разные вещи. Прежде всего, я выступаю за защиту прав потребителя. Но нельзя ограничивать в правах и розничных торговцев. Что такое белый товар? Это продукт, который попал в Украину по торговой цепочке, узаконенной вендором. У производителя есть официальные дистрибуторы. И только они имеют право на закупку его товаров. Но не на продажу.

Продавать импортные товары могут любые лица, если они при этом не нарушили законодательство нашей страны.

Попытки ограничить, так называемый, серый импорт и, тем более, попытки ограничить продажи таких товаров — это нарушение принципа свободной торговли.

Украинские интернет-магазины до сих пор не торгуют за рубеж, а товар с Amazon украинцам заказать проще простого — это проблема в законодательстве. Почему мы покупаем бытовую технику, парфюмерию в Польше, а поляки не могу купить ее в Украине? Все нормативные акты, которые у нас связаны с внешней торговлей, находятся у нас в таком себе сталинско-брежневском состоянии. Я даже не говорю про валютные ограничения. Бог с ними. Но я приведу конкретный пример. В Hotline обращается интернет-магазин из Гонконга. И говорит: я хочу рекламировать свои товары у вас. У меня есть доставка в Украину и так далее. Мы же должны потребовать он него заключения договора с синей печатью. Более того, каждый месяц направлять в Гонконг акт выполненных работ и ждать ответа, опять-таки с мокрой печатью. Магазин из Гонконга отвечает, что их объем продаж в Украине не настолько велик (5 000–6 000 грн/мес). И поэтому для них не имеет коммерческого смысла отправлять в Украину бумажки через Federal Express. И таких отказов у нас много. По этим же причинам украинские магазины не могут продавать за рубеж.

Законодательство должно стимулировать торговлю. А у нас оно, наоборот, сковывают активность рынка. Украинским бизнесменам просто стыдно за наши законодательные нормы перед партнерами из развитых стран.

Источник: biz.liga.net

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.