Новейшие тренды мирового и украинского e-commerce: презентация Дениса Довгополого

18.11.2015
2426

ain.ua

Украинский e-commerce активно интересуется многими мировыми практиками, к примеру, доставкой день-в-день, доставкой беспилотниками и т. д. О том, что сейчас в тренде в зарубежной электронной торговле, рассказывал Денис Довгополый, управляющий директор GrowthUP Group, выступая на конференции «Бизнес интернет-магазинов», которую каждый год организовывает компания OWOX. Денис рассказал о том, как меняется отношение инвесторов к e-commerce-проектам, какие компании в этой нише сейчас имеют шанс выжить, а какие — нет. AIN выделил основные основные тезисы его доклада

1. Конвергенция

Это — взаимное проникновение разных отраслей и направлений. Во-первых, онлайн перетекает в офлайн. Денег в отрасль это особо не приносит, крупные игроки офлайна и онлайна способны такие проекты финансировать собственными ресурсами. Но при этом внутренние инвестиции в этих процессах измеряются миллиардами, если не десятками миллиардов долларов.

Во-вторых, это — смешение ниш e-commerce-fintech-logistics. Около трех лет назад это были разные отрасли, в каждой из которых были свои тренды. Но по мере роста этого бизнеса, укрупнения игроков, взаимных поглощений, эти направления начали смешиваться. В эту гонку активно включился Google.

Инвесторы, которые следят за этими рынками, с большой неохотой смотрят теперь на нишевые проекты.

2. Платформы

На рынок пытается выйти много e-commerce-платформ, что обеспечивает довольно высокую конкуренцию в отрасли. Это очень хорошо для потребителя, но для инвестора это означает дополнительные риски.

3. Crossborder

Это сейчас тренд «номер один» в мире, в Европе в такие проекты до сих пор продложают инвестировать деньги. В этой нише уже сформировались крупные лидеры, конкурировать с ними будет очень тяжело.

4. Доставка в тот же день. Дроны

Сейчас это — очень перспективные направления. Так как товар доставляется не цепочкой, а одна покупка одному покупателю одним устройством, то это можно реализовать не просто в тот же день, а в тот же час.

Основная проблема — отсутствие законодательной базы. Только недавно в США выделили пять полигонов под испытания разных систем дронов. На одном из последних фото с испытаний в воздухе было несколько сотен дронов, которые одновременно летали по воздушным коридорам, не мешая друг другу.

Сейчас беспилотники строить очень тяжело, в Европе в некоторых странах законодательство отличается в различных регионах (к примеру, в Германии). Где-то можно можно разворачивать полноценные коммерческие системы, где-то вообще все запрещено.

Украина в области дроностроения сейчас — один из мировых лидеров, в основном — из-за войны. У нас есть больше 30 рабочих групп, которые занимаются разработкой железа и софта для дронов, и как минимум 4 украинских компаний, которые привлекают финансирование в этом направлении из Европы и США. В нашей стране есть разработки, которые позволяют разгонять дроны до 200 км/ч при дальности полета до 300 км. Вопрос только в системах управления. Еще один сильный игрок на этом рынке — Израиль, они ведут разработки в области беспилотников последние лет 20.

Уже появились технологии машин на автопилотах, которые не имеют права выезжать на дороги, передвигаются с ограниченной скоростью по пешеходным зонам. Это тоже может стать будущим доставки.

5. Классический e-commerce

Инвестиции туда фактически остановились. Сейчас есть только два региона, которые активно привлекают инвестиции в электронную коммерцию. Это — ЕС и растущие рынки. Инвестиции на развивающихся рынках, таких как Средняя Азия, Южная Америка, Африка, можно оценить в несколько миллиардов долларов в год.

Почему в ЕС до сих пор вкладывают? В США есть гигантские лидеры, которые работают на федеральном уровне, с ними конкурировать фактически невозможно. Попробуйте создать компанию, которая составит конкуренцию на американском рынке, к примеру, Amazon, eBay или Zappos.

На рынках ЕС в условиях высокой платежеспособности клиентов есть сильная фрагментация не только по странам: 27 юрисдикций, 6 ментальных групп и 8 крупных языковых групп. Все вместе дает достаточно большой спектр рынков, на которых можно оперировать. В ЕС есть много небольших ниш, которые до сих пор не заняты. E-commerce в ЕС не так развит, как в США, поскольку там не отработаны системы доставок. Если в США точка доставки: бросить товар под двери дома, при чем потери при таком способе составят 1–2 доставки на миллион. А в Европе нужно передать покупку лично в руки и получить подпись. Европейцам во многих случаях проще пойти и купить товар в магазине.

6. Воронка продаж

Хотя здесь скорее нужно говорить о стоимости привлечения клиента (Customer Acquisition Cost). Проекты, для которых e-commerce является клиентами, которые работают по улучшению воронки продаж, так или иначе увеличивая конверсию, сейчас в тренде.

В Украине — очень много таких проектов, в год мы видим порядка 30–40 таких сервисов, которые таргетируют в основном европейский рынок. Привлекать инвестиции в такие проекты достаточно просто. Очень многие инвесторы приезжают в Украину смотреть специально на такие сервисы.

 7. Что у нас?

Что можно сказать об инвестициях в украинский e-commerce? Мы разбирали детально кейс с «Розеткой» — большие сделки на нашем рынке есть, маленьких — нет. Рынок внизу очень конкурентный, вероятность того, что какой-то мелкий проект вырастет в среднюю компанию, не говоря уже о большой — крайне мала. Профессиональные e-commerce-инвесторы в украинский рынок сейчас не вкладываются, хотя есть и исключения.

Хотя еще 2-3 года назад ситуация была другой. Сюда приходили российские инвесторы, которые очень верили в этот рынок. Ведь российский e-commerce сжигает деньги и без инвестиций жить не может, а в Украине если проект не стал безубыточным в первые несколько месяцев, он уходит с рынка. Поэтому наши специалисты по e-commerce — голодные, злые и работают до упора, не особо рассчитывая на инвестиции. Инвесторам это нравилось. Потом по понятным причинам у россиян перестали брать деньги, и инвесторы из РФ перестали сюда заходить.

Европейцы, приходя на локальный рынок, смотрят на макроэкономику, и как правило, отказываются от инвестиций.

Еще год назад очень сильно чувствовался удар по e-commerce — около 1 млрд грн был выведен с рынка, поскольку ушел на волонтерство. Покупатели не перестали покупать еду или ходить в магазины, но вместо покупок новой электроники или одежды отдавали деньги на волонтерские проекты.

Сейчас пользуется популярностью и любая инфраструктура, которую может потреблять крупный e-commerce. Другое дело, что многие компании, которые работают в этой области, не способны сами привлечь деньги на развитие.

Кроме того, Украина генерирует достаточно большой поток проектов в e-commerce, которые ориентированы на глобальные рынки. В этом успешны нишевые проекты, к примеру, Pufetto, которые продают диваны, вышли на европейский рынок и таких кейсов я вижу десятки. Спрос есть, украинские затраты — невысокие, такие сервисы хорошо знают рынок и конкурентоспособны.

Кроме того, для главы e-commerce проекта вполне реально приехать в Европу на два месяца и провести встречи со 100 первыми лицами локальных нишевых проектов онлайн-коммерции, они все очень отзывчивые. Но нужно быть готовым оставить на пару месяцев свой бизнес.

Источник: ain.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.