Технологии распознавания лица и криптовалюта. Какие факторы будут влиять на развитие небанковских платежных систем в 2021 году

03.03.2021
840

Fintech Zoom

Главными трендами прошлого года стал рост онлайн-продаж в связи с карантином. Это повлияло на увеличение объема безналичных оплат и частоту таких операций. Теперь пользователям хочется быстрой и удобной идентификации при оплате. Какие еще факторы будут влиять на развитие финтеха и небанковских платежных систем в 2021 году, рассказал директор по развитию бизнеса и технологий “Новапэй” Алексей Рубан на пресс-встрече, организованной “Финансовым клубом”. 


Карантин 

Карантин — это тоже тренд. Очевидно, что он не закончится в ближайшее время. Но даже после его окончания мир уже не вернется к прежней жизни. Одним из последствий карантина станет рост безналичных платежей и синергия онлайна и офлайна. Практически все крупные офлайн-компани начнут предоставлять онлайн-сервисы. И наоборот, бизнесы, которые работали только в онлайне, расширят свое присутствие в офлайне. Например, у “Новапэй” уже есть как физические точки, так и собственные онлайн-сервисы.

За карантин количество онлайн-оплат выросло минимум на 50%. Сегодня 9% всех покупок в Украине происходят онлайн — на маркетплейсах, в онлайн-магазинах и соцсетях. По оценкам группы компаний EVO, общая сумма физических товаров и услуг, которые приобрели украинцы в интернете в 2020 году достигла 107 млрд грн. Это на 41% больше чем в прошлом году. 

Новые технологии и способы “защищенных” оплат

С развитием бесконтактных платежей со временем исчезнет необходимость в POS-терминалах. Эту функцию, например, сможет выполнять смартфон с технологией Tap to phone (бесконтактные платежи в смартфонах без дополнительного оборудования, которые предлагает Visa), которым может пользоваться кассир или курьер службы доставки. При этом клиент оплачивает покупки в один клик, прикладывая свою карту с NFC-чипом. 

Также появятся новые способы аутентификации клиента, которые облегчат процесс покупок. Это важно, потому что многим клиентам не нравится, что при крупных покупках им нужно вводить пин-код на POS-терминале. 

Новые возможности идентификации и верификации личности

В текущий момент 70% операций в Украине происходят устаревшими способами. Банки по-прежнему требуют от клиента скан или копию паспорта, даже ID-карты. 

Несмотря на это, в Украине уже существуют некоторые современные способы идентификации клиентов. В апреле прошлого года НБУ принял закон о финмониторинге, который устанавливает новые нормы идентификации клиентов банков. С декабря банки начали принимать паспорта в "Дія" для кассовых операций. 

Например, на “Новой почте” при отправке и получении денежных переводов с октября появилась возможность верификации личности в отделении, приложив ID-карту к POS-терминала “Ощадбанка”. Платежная система NovaPay получает и автоматически заполняет необходимые для верификации данные и сохраняет их в системе, как того требует законодательство Украины. После проверки данных оператором отделения клиент может получить или отправить денежный перевод.

Также клиентов на “Новой почте” можно идентифицировать с помощью приложения "Дія". Клиент открывает документ, удостоверяющий личность, в приложении на своем смартфоне. Оператор с помощью сканера считывает штрих-код, находящийся непосредственно под документом на смартфоне клиента. Далее направляется запрос в мобильное приложение “Дія”, где клиент подтверждает передачу документа "Новой почте". В течение нескольких секунд на компьютере оператора высвечиваются ФИО клиента. Если они совпадают с данными получателя, прописанными в экспресс-накладной, оператор выдает клиенту посылку.

Сейчас 25% операций в системе проводятся именно с помощью электронной верификации. Благодаря новым технологиям время верификации сократился до 20 секунд, а следовательно уменьшился и время, которое клиент проводит в отделении.

“Умная” идентификация

Сканирование отпечатков пальцев

Этот вид идентификации дает возможность оплатить отпечатком пальцев с помощью кошельков Apple Pay и Google Pay. 

Распознавание лица

Происходит развитие способа идентификации с помощью видеокамер. Данная технология ранее была доступна государственным органам. Сейчас ее будут внедрять в ритейл, другие сферы бизнеса и банковское дело. В ближайшее время такая технология может появиться на “Новой почте”. Клиентам не придется дожидаться оператора чтобы назвать ему номер телефона или ЕН. Идентификация будет происходить при входе клиента в отделение. После чего ему сразу принесут посылку, без дополнительного взаимодействия с сотрудниками. 

Идентификация голоса 

Технология голосовой идентификация будет применяться для предотвращения мошенничеств, когда банк сможет распознать своего клиента по голосу. 

Технологии для идентификации по видео и голосу становятся доступнее для многих компаний из-за постоянного развития. Раньше они были доступны государству, в этом году мы ожидаем, что ими сможет воспользоваться бизнес. Например, в этом году у ритейла могут появиться кейсы, где на кассе самообслуживания каждый сможет рассчитаться с помощью лица. На данный момент технологию распознавания лица предлагают лишь некоторые ритейлеры в Украине. Среди них, пожалуй, самый удачный пример — маркетплейс Kasta. 

Рост мобильного трафика

Количество веб-трафика уменьшается с каждым годом. С начала карантина объем мобильного трафика в Украине увеличился приблизительно на 25%. Например, в 2020 году количество активных пользователей приложения "Новая почта" выросло на 35% по сравнению с 2019 годом до 6,3 млн. Ближайшие годы будет развиваться все, что связно со смартфоном и его возможностями. В нем будут храниться ключи, вирутальные карты, кошельки и т.д.

Прием оплаты с помощью NFC

Пандемия ускорила рост бесконтактных операций. Появляются новые технологии, которые продавцы могут использовать для приемя бесконтакных оплат, например, Tap to phone. В ближейшие несколько лет эта технология может серьезно повлиять на рынок банковских POS-термналов.

Open Banking и Open API

Реализация стандартов PSD2 — сложный процесс с множеством спорных сторон и нерешенных вопросов. Однако в ближайшем будущем регуляторы, в частности в Украине, предложат правила и условия открытия финансовыми и государственными учреждениями интерфейсов для всех игроков экосистемы. Это приведет к тому, что конкуренция будет расти, а международные компании окажутся в выигрыше за счет использования платежных функций в своих бизнес-процессах или мессенджерах.

Новые идеи и технологии

  •  Пандемия подталкивает офлайн-бизнес к организации онлайн-процессов. Сейчас многие процессы переносятся в онлайн, например, оплата коммунальных услуг. Те банки, которые сумели создать свою онлайн-инфраструктуру до пандемии, смогли заработать на транзакциях. 
  •  Вакцинация также может привнести новые тренды в технологии. Например, для путешествий будет необходим документ о вакцинации. Он может быть в виде отдельного чипованного документа с NFC или это может быть глобальное приложение, в котором будет храниться информация о дате прививки. 
  •  Криптовалюта. Рынок криптовалюты в Украине есть и он развивается. Капитализация украинского рынка цифровых активов составляет $2 млрд. Ежедневный оборот транзакций по криптовалюте — от $150 до $200 млн. 

Дерегуляция платежного рынка

  •  Появление "облачной фискализации" и "электронных чеков". В прошлом году компании "Новая почта" и NovaPay отказались от фискальных чеков, а также от печати квитанций, — теперь их можно скачивать онлайн. Конечная цель — полностью отказаться от бумаги.
  •  Кроме того, продолжится тренд Cashless & Contactless. В частности, по сравнению с 2019 годом количество онлайн-оплат в системе "Новой почты" выросло в три раза, — через мобильный приложение было осуществлено 14 млн оплат.

Автор: Людмила Будина 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.