Уйти в онлайн или умереть – стратегия выживания ритейла

28.10.2020
3791
Партнер проекта

Во время карантина война за клиента между оффлайном и онлайном приобрела невиданный размах. Даже "продуктовые магазины у дома" вроде "АТБ" или "Форы" запустили собственные онлайн-площадки. И это только начало.


Через пару лет бизнесу, не сумевшему оседлать интернет-тренды, придется очень и очень тяжело. Уже сейчас большинство покупателей ищут товар в интернете, потом идут в магазин, чтобы оценить его вживую и, возможно, – только возможно – купить. Раньше оффлайн-магазины могли рассчитывать на стабильный сегмент покупателей, пришедших именно за покупкой. Услуга быстрой доставки постепенно уводит в онлайн даже их.

Десятилетиями успех магазина зависел от его местоположения. Сегодня основа развития онлайн-продаж - омниканальность. Чем больше платформ, на которых активно присутствует товар, тем выше вероятность, что его заметят. Чем лучше адаптирована под платформу реклама, тем больший отклик она приносит. Очевидно? Но иные компании все еще игнорируют диджитал, планируя закрыть «необходимый минимум» для организации онлайн-сегмента и на этом успокоиться.

Такая тактика провальна. Нет ничего хуже для бизнеса, чем хороший продукт, который повторно не купят. Потому диджитализация должна стать первым направлением для всего мирового ритейла. Вторым – ведение бизнеса в стиле human-to-human (концепция "бизнеса с человеческим лицом"). 

Да, охватить присутствием следует максимальное количество площадок. Но пусть все они будут максимально удобны. Пусть клиент выбирает продукт в Instagram или Facebook и покупает его так же просто, как и на сайте компании, а оплачивает так же быстро, как на кассе магазина. При этом все площадки должны быть взаимосвязаны. Грустно, если клиенту приходится возвращать деньги из-за отсутствия товара, почему-то не отобразившегося на одной из платформ.

Выход есть: многокомпонентные IT-решения. Они связывают CRM и ERP-системы, мобильные приложения и базовые решения, основанные на искусственном интеллекте. Да, это требует существенных вложений в железо и софт, оценить которые подчас сложно. Особенно учитывая разницу в нагрузках всех систем ритейла в акционные и предпраздничные дни по сравнению с будничными.

Ритейлеру нужно быть максимально гибким, а значит – не зависеть от масштабных и долгосрочных инвестиций там, где можно реализовать точечные решения. Логичней пару-тройку раз в год на неделю-другую привлечь курьеров со стороны. Это выгоднее, чем весь год содержать раздутый штат, загруженный в лучшем случае на треть. Логичней использовать облачные технологии для масштабирования процессов, а не вкладываться в железо и софт. Аутсорс облачных решений позволяет вырасти или ужаться до необходимых объемов намного быстрее и дешевле, чем организовать эти процессы  "вживую".

Недавно наш облачный оператор GigaCloud реализовал очень интересный кейс – очередной этап цифровой трансформации Intertop. Осознав всю важность возможности оперативно масштабировать онлайн-продажи в эпоху карантина, за несколько месяцев ритейлер перевел большую часть своих диджитал-процессов в облако, превратившись в современную IT -компанию.

Уверен, этот опыт будет интересен для украинского бизнеса и за развитием Intertop, как за примером активной цифровизации большого ритейлера со сложной инфраструктурой, будут следить сотни глаз. 

 Мы помогли компании оперативно мигрировать с физической инфраструктуры в наше облако, а также перенесли их виртуальные мощности с нашего старого кластера в один из более технологически-развитых кластеров GigaCloud в крупнейшем ДЦ Украины с сохранением IP-адреса. Все это позволило им стать намного динамичнее и лабильнее во всех услугах магазина, соединив в едином канале физические и онлайн-продажи, а также открыло доступ к легкому облачному масштабированию всех процессов компании.

 То, что даже самые большие компании, десятилетиями спокойно существовавшие в оффлайне, сегодня нацелены на цифровизацию процессов, очень ясно показывает нам, что на рынке ритейла больше нет места тем, кто не готов развивать свою цифровую экспертизу, внедрять омниканальность продаж и уходить в онлайн. Онлайн правит миром - и с этим утверждением можно либо смириться, либо научиться использовать себе во благо.

Антон Хвастунов, co-founder GigaCloud и GigaSafe, директор по развитию бизнеса GigaGroup, ведущий youtube-канала про бизнес, людей и технологии GigaCloud About

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.