Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Мой первый магазин. Максим Чечелев рассказывает о первом магазине Baltica Group
http://image.tsn.ua/
Retail Community начинает спецпроект: собственники и управленцы вспоминают об открытии первого магазина. «Балтика Украина», представляющая сети Mosaic и Monton, открыла свой первый магазин в Украине в 2000 году. Директор «Балтика Украина» Максим Чечелев рассказывает, с какими трудностями ему пришлось столкнуться и можно ли их сравнить с сегодняшними условиями
В 2000 году мы не просто получили права представлять бренд — это был прямой выход компании Baltika Group в Украину, «Балтика Украина» — дочерняя компания.
В ноябре 2000 года мы с пафосом открыли в киевском Пассаже мультибрендовый магазин. Он назывался Baltman. А потом, по горячим следам, в течение полугода открыли еще четыре или пять в городах: Одесса, Днепропетровск, Запорожье. Тогда сталкивались с такими смешными вопросами, как освещение: его нельзя было привезти, так как все освещалось еще по старым технологиям, а новые системы невозможно было сертифицировать.
Сложности были такие же, как и сейчас: нет денег, брюки за $100 считались неимоверно дорогим товаром. Но в целом ситуация все равно была лучше, потому что денег не было, но не было и цивилизованной конкуренции. Мы были одним из первых европейских брендов, которые зашли на украинский рынок. И уж точно первыми, кто работал «по-белому» от начала и до сейчас. Тогда ТРЦ вообще не существовало, можно было говорить только о стритритейле. Первыми ТРЦ, которые появились, были «Глобус» в 2002-м и «Караван» в 2004-м. Все наши первые магазины — это стритритейл. После появления ТРЦ мы начали «переезжать».
В 1998 году произошел дефолт в России, двукратная девальвация у нас. Поэтому 2000 год был тоже достаточно кризисным.
Порядок арендных ставок был ниже почти в 10 раз. Тогда было работать выгоднее: конкуренция меньше, да, локаций меньше, но зато ясно с арендой. В «Караване» в 2004 году самая высокая арендная ставка была $50 за 1 кв. м, а на пике развития в 2008-м с нас просили $200–250 за квадрат.
Бизнес начал расти года с 2004-го. Хорошо пожили до 2008-го. В течение первого года мы открыли пять-шесть магазинов и заняли все локации, которые были доступны на тот момент. Из конкурентов тогда были Mango, Intertoр. Рекламировались на радио и ТВ, интернет-продаж и СМС-рассылок не было. Было непросто, но веселее, чем сейчас.
Записала Дарья Златьева