Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Игорь Гут, DYB: «Сейчас есть возможность для маленьких компаний потеснить большие»
Управляющий партнер шведского проекта DYB | Develop Your Business Игорь Гут рассказал для колонки Retailers.ua, что мешает украинскому малому бизнесу вырасти в средний
Если ваша цель — масштабировать бизнес в Украине, скорее всего, вы столкнетесь с такими проблемами.
Cтоимость капитала. В Украине нет среднего бизнеса. Компании дорастают до капитализации в несколько миллионов, потом наступает пропасть, которую преодолевают единицы, достигающие 40–50 млн стоимости и выше. Деньги — проблема для маленьких компаний. Стоимость капитала в Украине остается самой высокой в Европе. Сейчас упала экономическая активность и банки опустили ставки по депозитам, но кредиты оставили дорогими — высокие риски в стране. Масштабировать бизнес — значит взять на себя эти риски, оплатить их. Для этого нужны смелость и характер.
Но это одна часть проблемы. Есть другая — социальная. Украинцы не доверяют друг другу, и поэтому не рассматривают партнерство как возможность снизить эти риски.
Делегирование. Непреодолимое желание контролировать все вокруг — общая черта наших предпринимателей. Владельцы украинских компаний забирают на себя все полномочия, только бы не отдать власть в принятии решений. А поскольку физически они не могут справиться со всем, компания не растет. Посмотришь на некоторых — в компании уже 50–100 человек, а решения принимаются, как у ЧП. Для масштабирования нужно создавать команду и делегировать.
Управление эффективностью. Нужно пытаться сделать издержки бизнеса условно переменными. Если профессионально подходить к управлению командой, можно получать один и тот же оборот разным количеством людей. Если грамотно управлять запасами, можно высвобождать капитал и реинвестировать в новый бизнес. В остатках могут числиться миллионы, если ими управлять неэффективно: ошибаться в заказах, не управлять оборачиваемостью, плохо понимать спрос, допускать безалаберность и безответственность. Если развивать свой бренд, будет расти ваша закупочная сила — и вы сможете менять условия с поставщиками. Вступая в коалицию с другими компаниями, можно добиться от поставщиков отсрочки.
Горизонт планирования. Хотя предприниматели и склонны к риску больше других, они боятся планировать рост компании на 3–5 лет из-за того, что не верят в завтрашний день.
Это проблема политическая. Государство обязано создавать положительный внешний фон, чтобы внутренние и внешние инвесторы вкладывали в будущее страны.
Время для масштабирования бизнеса в Украине нельзя назвать плохим: местный рынок сейчас стабилен, он не растет, но уже и не падает. В периоды революционных потрясений появляются возможности для маленьких компаний потеснить большие.
Маленькие компании необязательно слабые, а сильные не всегда крупные. Что такое сильные и слабые компании? Первые — это умные и шустрые компании, которые постоянно повышают свою эффективность, а вторые — ленивые и неэффективные, с плохим менеджментом и большими издержками.
В ближайшее время мы увидим, как сильные компании будут забирать доли слабых. Но подчеркиваю — сильные не значит большие.
При масштабировании маленьким бизнесам стоит обратить внимание на конкурентоспособность компании. Подумайте, как можно ее увеличить: быть более инновационными, быстрее принимать и находить нестандартные решения, лучше прислушиваться к покупателю.
Молодые предприниматели до 30 лет стали радикально другими. Это поколение состоит из очень умных, амбициозных людей. Если они пойдут в интеллектуалоемкие сферы, то создадут конкурентоспособные компании. Мы это уже видим в IT-секторе, креативных пространствах, ресторанном бизнесе, нишевой рознице, интернет-торговле.
Малому бизнесу я бы рекомендовал развиваться: изучить английский, ездить на международные выставки, больше читать. Самое важное — это тусовка, где можно общаться, услышать других и понять, как сделать самим. Максимально выезжать в Европу и Штаты и проявлять любопытство к тому, что происходит в высококонкурентном мире.
И конечно фокусироваться. Не стоит прыгать от одной сферы к другой, нужно выбрать что-то одно и копать в этом направлении.