С начала локдауна закрылось, "по ощущениям", не более 5% магазинов в разных сегментах. Максим Гаврюшин, глава Совета торговых центров Украины

17.11.2020
701

Урезанный локдаун, когда большая часть розничных операторов и все ТРЦ закрыты в выходные дни, однозначно ударит по отрасли. Мы взяли блиц-интервью у главы Совета торговых центров Украины и операционного директора компании Budhouse Group Максима Гаврюшина о ситуации на розничном рынке в связи с ноябрьским карантином, а также в целом о влиянии пандемии на работу ТРЦ и магазинов.


Карантин выходного дня

– В недавнем заявлении Совета торговых центров говорилось, что карантин выходного дня сильно ударит по отрасли. Сможете назвать цифры — на сколько? Уже есть подсчеты? Потому что, создается впечатление, что правительство выходило из расчета дней в месяце 30/31, из них выходных 8/9, значит примерное падение выручки может составить 25-29%. 

– Количество дней нельзя так считать, так как основная выручка идет в выходной день. В эти дни у кого-то может быть 40% от недельной выручки, у кого-то – 50%, у кого-то – даже 60%, в зависимости от сегмента.

Самое интересное – сейчас идет так называемый «рождественский сезон» и он главный в году. И от результатов того, что ритейлеры в этот сезон заработают, будет зависеть то, как они будут работать в следующем году. В основном в этот период распродаются остатки, ритейлерам нужно накопить денег на покупку следующих коллекций. В этот сезон сети зарабатывает приблизительно 30-40% от годового оборота.

А за решением введения карантина выходного дня нет никакой аналитики – никто особо не разбирался как работает розничная торговля, кинотеатральный и развлекательный бизнес.

– То есть ритейл может потерять приблизительно 30-40% ноябрьской выручки?

 Да нет, больше – и 40%, и 50%. Если речь идет о кинотеатрах и развлечениях – это и 60%, и 70%. У кого как, у всех по-разному. В целом, если карантин выходного дня продлится весь ноябрь, арендаторы торговых центров потеряют 12-15 млрд грн.

– Ведутся ли сейчас переговоры ТРЦ и арендаторов по поводу возможного пересмотра ставок аренды? Если да, то какие условия рассматриваются?

– Никто еще никаких переговоров не вел, потому что все это случилось за несколько дней и еще непонятно какая будет модель поведения. Это будет в каждом индивидуальном случае рассматриваться. Сейчас все думают, что делать в субботу – работать или не работать, что вообще будет происходить. Вот эти последние несколько дней идет такая непонятная ситуация. Постановление Кабинета министров появилось только 12 ноября. Сейчас его все читают и будут думать, что делать дальше.

Пандемия в целом

– Как изменились условия работы между ТРЦ и арендаторами за все время пандемии? На сколько просели арендные ставки?

 Когда действовали карантинные ограничения конечно были арендные каникулы. Во вторую половину мая-начало июня все начали раскачиваться и арендаторам давали дисконты и по 30%, и по 40%. После открытия магазинов (с июня, – ред.) арендаторы и  арендодатели договаривались индивидуально – так они работали в летние месяцы. Ближе к осени, когда ситуация более или менее выровнялась основная часть арендаторов от дисконта ушла – работа шла уже на ставках за комиссию. Сейчас нужно что-то новое придумывать.

Но несмотря на индивидуальные договора по ставкам аренды, за год ставки практически не просели. Нет общей статистики, ну а так "по ощущениям" – это может быть 10-20% в среднем по рынку. Но опять же, у кого-то вообще ничего не поменялось, а у кого-то что-то менялось.

Наиболее пострадали арендаторы из сегмента развлечений и заведений питания. В целом, обороты в кинотеатрах упали на 60-70%, а у общепита – где-то на 30-40% по сравнению с 2019 годом. Основная масса арендодателей продолжают давать дисконт кинотеатрам и заведениям питания.

– Сколько ритейлеров закрылось в Киеве и регионах в ТРЦ с 12 марта?

– Немного. Нет конкретных данных, никто их не считал. "По ощущениям", не более 5%  в разных сегментах – это те, которые не выдержали первого локдауна и закрылись. Такая ситуация и в Киеве, и в регионах.

– Представители ТРЦ и ритейлеров отмечали, что у сетей сократились остатки товаров. Потенциально в предновогоднем сезоне может возникнуть дефицит товара на полках. Это действительно так?

– Да, такое возможно. Они не торговали весной и естественно было мало денег на закупку следующих коллекций. Что касается не очень больших сетей, то закупки производились на гораздо меньшие суммы, чем это было ранее. А на крупных сетях это никак не отразилось. 

– Какие прогнозы по продажам в предновогодний период?

 Ну какие могут быть прогнозы сейчас, если мы не знаем, что будет через неделю? Закроют нас, не закроют. Если не закроют, то будут продажи, дай Бог, на уровне прошлого года. Если закроют – то никаких не будет продаж. 

– ТРЦ Lavina Mall отчитался о работе за первые 9 месяцев. За этот период его выручка сократилась на 17,8% – до 520 млн грн, а вместо чистой прибыли, которая была в 2019 году, компания показала чистый убыток в 248 млн грн. Такая ситуация характерна для всех ТРЦ в Киеве, регионах?

– Я не готов комментировать убытки или прибыль каждого торгового центра. Это их внутренняя экономика, я могу лишь говорить об оборотах торговых центров, соответственно о выручке арендаторов в этих торговых центрах – насколько они изменились по отношению к какому-либо периоду. Внутренняя экономика Lavina Mall к рыночной ситуации вообще никакого отношения не имеет. 

Обороты торговых центров во время локдауна этого года упали примерно на 90%. Когда разрешили всем работать в мае-июне – падение составляло 30-40% и постепенно товарооборот подымался. В июле это уже было 10-20%, а в августе-сентябре уже все вышли почти в ноль, то есть на уровень августа-сентября 2019 года. А некоторые торговые центры превысили эти торговые показатели, как например торговые центры "Будхаус Груп" в Херсоне, в Черкассах, во Львове. Они работали уже с показателем +6% по отношению к прошлому году.

Автор: Александр Шарипов

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.