"Все рабочие почтоматные сети в Украине сделаны только нашей компанией". Интервью с Анной Снитко, региональным директором по развитию продукта OMNIC

18.05.2020
955
Партнер проекта

OMNIC разрабатывает комплексные решения для автоматизации "последней мили" доставки и создания сетей самообслуживания. Компания работает с 2013 года и уже установила более 5000 почтоматов в 28 странах, в том числе – в Украине. Региональный директор OMNIC Анна Снитко в интервью для Retailers рассказала, как меняется рынок автоматизации последней мили логистики в условиях кризиса, как компания развивается на украинском рынке и почему OMNIC готова открывать свои решения для других компаний. 


– Мы видим, как пандемия и кризис стремительно меняют все сферы нашей жизни. Как меняется индустрия доставки и, в частности, почтоматов? 

– Здесь нужно начать с того, что пандемия существенно изменила потребительское поведение. Находясь на самоизоляции, люди стали чаще покупать товары в интернете: по данным разработчика платежных систем ACI Worldwide, продажи ecommerce-компаний по всему миру в апреле увеличились на 209%. Только в США рост составил 49%, согласно исследованию Adobe Digital Economy Index. 

Логистика является важной составляющей отрасли электронной коммерции, и здесь всегда искали способы для оптимизации. Одним из самых успешных решений стали как раз автоматизированные почтоматы. В условиях пандемии и минимизации физических контактов устройства становятся ключевыми: пользователю не нужно лишний раз взаимодействовать с другим человеком и подвергать себя риску. 

Одним из ответов на распространение вируса стало создание OMNIC "антибактериальной" технологии для любых устройств самообслуживания. Модуль состоит из панели ультрафиолетового излучения, которое убивает 99% всех вирусов и бактерий и санитайзера для рук – он автоматически выдвигается, когда пользователь подходит к устройству. Кроме этого, технология оснащена smart-методологией, которая определяет, когда нужно проводить дезинфекцию, чтобы обезопасить пользователей. Мы понимаем, что побороть вирус можно только сообща, поэтому открыли технологию бесплатно для всех компаний – даже для конкурентов. Сейчас любой может интегрировать наши модули в свои девайсы. 

– Как пандемия отразилась конкретно на OMNIC?

– Мы готовились к экономическому кризису с сентября 2019 года, но, разумеется, не ожидали, что он будет спровоцирован глобальной пандемией. Впрочем, подготовка позволила нам обойтись без сокращений. Так как все, включая наших сотрудников, были отправлены на самоизоляцию, мы решили не сокращать зарплаты, а сделать 25% оклада гибкими.  

Работники смогли самостоятельно решить: проводить больше времени с семьей и на отдыхе или больше внимания уделять работе, чтобы рассчитывать на бонусы, которые достигают 50%. Как итог – наш зарплатный фонд по миру только увеличился, на 14%. Но это никак не ударило по финансовому состоянию компании. 

– OMNIC работает над решениями автоматизации в логистике с 2013 года. Что сейчас из себя представляет компания? 

– Сейчас OMNIC – компания, которая предлагает своим клиентам в сфере ритейла и логистики весь комплекс решений для автоматизации "последней мили" доставки и создания сетей самообслуживания, например, почтоматов. Мы проектируем устройства, тестируем гипотезы, разрабатываем бизнес-модели, непосредственно производим сами девайсы и программное обеспечение, а также проводим интеграцию, настройку и обеспечиваем поддержку.

Наш научно-исследовательский центр находится в Беркли (США), а научно-технический отдел расположен в Киеве. У OMNIC также есть региональные офисы —в Варшаве, Москве и Минске. Штат компании насчитывает более 170 специалистов. 

– На каких рынках сейчас представлена компания? 

– OMNIC работает более чем в 28 странах, основные рынки – Восточная Европа, США, Франция и Россия. На сегодня мы реализовали больше 200 проектов и установили более 5000 устройств как для государственных, так и для коммерческих клиентов. Нашими решениями пользуются логистические компании, финансовые структуры, розничные сети, телеком-операторы. Кроме того, OMNIC попала в Книгу рекордов Гиннесса за установку самого большого в мире почтомата – устройство насчитывало 1182 автоматизированные ячейки. 

– Рынок Украины для OMNIC – один из основных. Как здесь развивается компания? 

– Рынок почтоматов в Украине начал формироваться примерно в 2013 году, именно тогда на нем появилась компания OMNIC. В 2016  - 2018 годах мы наблюдали зарождение активности – то, что в принятии инноваций называют "периодом разочарования". Но потом наступил новый виток развития, и сейчас мы видим, что отрасль вышла на "плато продуктивности". Как мы и предсказывали полтора года назад, 2020 стал решающим годом для принятия инновации почтоматов. 

 

Все это время наша компания активно развивала это направление в Украине. Не преувеличу, если скажу, что OMNIC фактически выстроила местный рынок почтоматов. За это время мы построили сети для таких крупных игроков как "Розетка","Новая почта", Justin, Meest Express и другие. Первая украинская сеть – "Приватбанк" –  тоже наша разработка. Мы не раскрываем точное количество наших устройств в стране, так как это информация клиентов. Но можем смело заявить, что все рабочие почтоматные сети в Украине сделаны только нашей компанией. 

– Почему такое резкое заявление?

– Философией компании было всегда "действуй, а не рассказывай о действиях". Сейчас же мы нацелены на то, чтобы говорить об этом открыто по двум причинам. Первая – это действительно истина. Мы построили рынок почтоматов в Украине, и вся экосистема, опыт, который есть в стране, рожден в нашей компании. 

Вторая причина заключается в том, что сейчас есть много псевдо-компаний – металлисты, радиолюбители – которые ходят по рынку и выдают наши кейсы за свои. Считаем, что это нездоровая ситуация для рынка: когда спрашиваешь у таких компаний о количестве точек, то они не назовут и 50. OMNIC же управляет сетями, которые насчитывают тысячи устройств. 

Любой может сделать машину, но вопрос в том, как далеко она поедет. Почтоматы – это сложный продукт. С 2014 года эти компании пытаются его сделать, но кроме нескольких PR-статей, результата не было. 

Поэтому в Украине мы пока конкурируем с самими собой. OMNIC на этом рынке – единственная компания, которая предоставляет полный цикл решений для создания сетей самообслуживания. У нас есть контакт-центр, который обеспечивает поддержку практически 24/7 и сервисная команда, которая отвечает за установку и обслуживание устройств. Это важный ресурс для масштабирования. За создание продукта отвечает команда разработки, куда входят инженеры-конструкторы, специалисты по электронике, разработчики программного обеспечения и так далее. 

– Рынок почтоматов кажется сферой, где сложно выделиться на фоне конкурентов. Какие уникальные преимущества предоставляет OMNIC? 

– Важно понимать, что корпоративная сфера доставки и логистики – очень деликатная отрасль. К каждому клиенту важен уникальный подход, и гибкость здесь –  ключевой показатель. Можем с уверенностью сказать, что в этом плане мы владеем большой экспертизой – это та вещь, которая выделяет нашу компанию от других. 

Несмотря на то, что OMNIC предоставляет полный цикл разработки продукта, компания может передавать часть работ самому заказчику  или другим подрядчикам для сокращения затрат. В плане цен мы настолько же вариативны. Большую роль играет также наш международный опыт. Например, перед запуском одного из продуктов для ритейлеров, мы консультировались со специалистами из лидеров индустрии в США – Walmart и HomeDepot. 

– Что конкретно вы имеете в виду, когда говорите о гибкости? 

– Приведу конкретный пример. У нас был запрос из Бразилии на создание сети самообслуживания. Чтобы оптимизировать затраты и увеличить скорость производства, мы нашли подрядчика, который регионально ближе к клиенту. Многие компании посчитали бы это неоправданным риском, но для нас крайне важно обеспечить максимально эффективное и быстрое развертывание сети.

Более того, если у клиента есть собственное производство, мы можем воспользоваться мощностями его завода, при этом взять цепочку под собственный контроль. В выигрыше остаются обе стороны: заказчик сокращает расходы, а мы предоставляем экспертизу в том формате, который удобен клиенту. 

Кроме этого, на рынке достаточно распространена практика vendor lock – когда компания вынуждена работать с подрядчиком годами, не имея возможности дорабатывать продукт. Мы убеждены, что открытость и уникальный подход являются ключевыми, поэтому не используем эту практику. 

– Какие направления вы считаете самыми перспективными для дальнейшего развития?

– Я уже выше упоминала о гибкости и открытости, и мы в OMNIC видим в этом большие возможности. К нам обращаются многие компании, которые хотят производить устройства для самообслуживания на своих заводах. Некоторым из них мы уже дали доступ к технологиям, оставляя за собой контроль качества. 

Убеждена, что это станет нашим серьезным преимуществом. Мы заявляем, что готовы открыть свои наработки для других производств, с которыми работают наши заказчики, но при этом отвечать за качество продукта и руководить производственным циклом с позиции эксперта. Мир должен быть открытым – не только для преодоления кризиса, но и дальнейшего развития.

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.