Какие задачи решает архитектура торгового центра. Колонка Виталия Бойко, СЕО NAI Ukraine

13.05.2019
815
Партнер проекта

Фото: Виталий Бойко

Архитектура торгового центра должна соответствовать ряду требований: привлекать людей, продлевать их время пребывания в нем, дизайн не должен раздражать и выталкивать наружу. CЕО NAI Ukraine Виталий Бойко рассказывает об основных канонах торговой архитектуры


Торговому центру не завоевать лояльность арендаторов и потребителей, если объект не соответствует мировым стандартам архитектуры.

За 20 лет развития рынка архитектура торговых центров в Украине поменялась кардинально. Первые объекты были пробными, с минимальными инвестициями и желанием быстрого возврата вложенных средств. Естественно, они были местечковыми и, как показало время, не долговечными. Это работало. Несмотря на то, что рынок начался не с самых качественных объектов, он прошел трансформацию и сегодня можно уверенно сказать, что в  Украине создаются объекты мирового качества. Мы еще не создали лучших объектов в мире, но наши девелоперы начинают работать с мировыми архитекторами, инвестируют значительные суммы и создают качественную среду внутри. Эти тенденции появились после 2010 года. Сегодня тяжело получить лояльность арендаторов и потребителей, если объект не соответствует мировым стандартам.

фото: ТРЦ Rive Gauche, 2 очередь ( CEETRUS Ukraine)

Главный минус любого ТРЦ —  это замкнутое пространство и  задача архитектуры решить эту проблему, поскольку в замкнутом пространстве человек может находиться меньше, чем в открытом.

Почему торговые улицы в западных городах популярны? Почему у них высокие обороты?  Прогулка по открытому пространству, приятная архитектура, расслабленное состояние способствуют шоппингу. Архитектура ТРЦ должна создавать комфортную среду и атмосферу, чтобы человек захотел провести много времени в замкнутом пространстве.

Главная задача архитектуры торгового центра –  привлечь человека в замкнутое пространство и не “выталкивать” его  наружу. Прежде всего, в здании должен быть максимальный объем, человек в любой точке центра должен ощущать себя комфортно, чтобы пространство не давило на него и не создавало эффект замкнутости.

Торговый объект должен быть максимально похожим на улицу. Атриумные пространства и скай-лайты используются, чтобы гостям было комфортно пребывать в закрытом помещении более длительный период времени. Атриумные пространства не только выполняют функцию увеличения объема, но и дают посетителю возможность увидеть максимальное количество витрин. Очень важно, чтобы покупатель, находясь в одной точке, мог увидеть больше торговых точек. Третья функция атриума – информировать потребителя, что ему предлагает торговый центр. Когда вы заходите в незнакомый торговый центр, благодаря атриуму вы можете сложить маршрут и понять сколько времени потратите. Торговый центр с перекрытием уменьшает потоки на верхние этажи. Какой процент людей поднимется выше первого этажа, в большей мере зависит от торговой архитектуры и тех функций, которые там расположены. С развитием технологий нет никаких ограничений, чтобы сделать качественное задание, соответствующее международным стандартам.

фото: ТРЦ Rive Gauche, 2 очередь ( CEETRUS Ukraine)

Функция фасада ТРЦ – привлекать внимание.

Критерии для фасада ТРЦ на протяжении десятилетий одни и те же. Он должен приковывать внимание  и тем самым создавать дополнительные импульсы и позывы для посещения торгового центра. Фасады в центре города будут отличаться от фасадов в спальных районах. Качественное остекление расширяет пространство и дает посетителю географическую привязку к месту, где он находится. Тогда человеку проще ориентироваться в торговом центре.

Если вернуться к фасаду, то он не может не иметь никаких рекламных носителей. Торговый объект сам по себе – скорлупа. Если нет внутри ритейла, то торгового центра нет. Привлекает посетителя не название торгового центра, а то что находится у него внутри. И информация об этом должна быть и на фасаде.

фото: ТРЦ Appolo, 2 очередь

Основная задача дизайна ТРЦ – продлить время пребывания.

Дизайн торгового центра должен быть сделан в светлых тонах. Светлые тона способствуют расширению пространства.  Стоит помнить, что срок службы ТРЦ 20 и более лет, соответственно, дизайн должен быть современным на протяжении длительного периода времени. Он должен быть качественным и долговечным. Например, яркий белый цвет раздражает глаза большим количеством бликов, и его использование – это большая ошибка. Яркие цвета в торговом центре сократят время пребывания. Мягкие светлые тона продлят время пребывания. При этом,  в торговом центре должны быть акцентные зоны. Если залить все одним типом краски, это сделает торговый центр однообразным и неинтересным. Разнообразие в дизайне позволяет перемещать потребителя в необходимые точки. Вся наука о создании торговых центров - это организация движения потребителя внутри объекта. Баланс цветов, визуальных контактов, объемов – это то, что создает качественную архитектуру торгового центра. Правильный дизайн не должен мешать витринам магазина. Потому что витрины магазины – это их борьба за потребителя из потока. Cветлые цвета и натуральные материалы используются в дизайне, для того, чтобы создать среду, приближенную к уличному пространству.

фото: ТРЦ Rive Gauche, 2 очередь ( CEETRUS Ukraine)

“Мертвые зоны” нужно компенсировать правильным подбором арендаторов.

Создать торговый центр без слабых зон невозможно, но архитектурно сложную зону, нужно компенсировать правильным типом арендаторов. Это те арендаторы которые привлекают поток самостоятельно и заставят большой поток людей двигаться в эту галерею. Размещать в “слабых зонах” магазины с товарными группами, которые не генерируют поток, не правильно. У каждого товара есть свое место в торговой галерее.

фото: ТРЦ Rive Gauche, 2 очередь ( CEETRUS Ukraine)

Инвестиции в архитектуру  подтверждают статуса девелопера.

Архитектура торгового центра говорит о серьезности намерений девелопера. Для ритейлеров, в том числе международных, важно, чтобы ТРЦ соответствовал мировым стандартам. Они видят высококачественную архитектуру, и понимают, что девелопер не экономит, и будет продолжать вкладывать в развитие и  маркетинг объекта. Имея сильное предложение, легко начать работу с арендаторами.

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.