Из чего складывается успешное бизнес-партнерство. Рекомендации от Константина Магалецкого, Horizon Capital

18.12.2017
52963

Латифундист

Выбор бизнес-партнера можно приравнять к выбору напарника по скалолазанию. В случае непредвиденных обстоятельств или же конфликта неверный выбор может стоить вам бизнеса. О том, как этого избежать и на какие критерии обратить внимание при выборе бизнес-партнера, на примере крупных украинских компаний и не только рассказал партнер инвестиционного фонда Horizon Capital Константин Магалецкий во время семинара, организованного образовательным проектом «Соль»  Horizon Capital - фонд прямых инвестиций, который вкладывает от $5 до $20 млн в частные компании. В инвестиционный портфель фонда входят, например, одна из самых крупных ecommerce-площадок в Украине - Rozetka, производитель сокок Vitmark (ТМ Jaffa, «Наш сок»), оператор телекоммуникационных услуг Data Group.

Шесть составляющих успешного партнерства

1. Общая система ценностей

2. Динамическая структура партнерства

3. Разделение ролей

4. Видение одной цели

5. Доверие

6. Перенимание командой лучших практик

  • Узнать о ценностях партнера или партнеров нужно на самом начальном этапе. Так как в итоге получится, как в басне Крылова «Лебедь, щука и рак»: каждый будет тянуть в свою сторону.
  • Не стесняйтесь на старте говорить о деньгах. Делите с партнером доли уже на этапе зачатия бизнеса, когда вам еще нечего делить. Если не распределить доли, когда у вас на руках одна гривна, миллион вы потом точно не поделите. Поэтому если вы не поделили сразу, расходитесь. Отмечу, что все договоренности о долях, правах и обязанностях лучше прописать и заверить подписями, чтобы в будущем не было недоразумений, кто что говорил и о чем вы «не договаривались».
  • Успешные люди чувствуют и понимают важность разделения ролей. Идеальная комбинация в партнерстве — это стратег и операционщик, которые взаимодополняют друг друга. Не бойтесь брать к себе в команду людей с опытом, которого нет у вас. Также не нужно бояться растить людей внутри компании, потому что они могут уйти к конкурентам и в итоге взрастят более успешную компанию, чем у вас.
  • Решайте конфликты. Ищите компромиссы любой ценой, до того как ваш бизнес начнет терять позиции или совсем закроется. Когда партнер не прав, лучше сделать шаг назад, но сохранить бизнес.
  • Если вы берете в партнеры инвестора путем продажи бизнеса, вы должны понимать, что это определенная открытость, ответственность за деньги инвестора. Важно прописать, какие права у инвестора, какую отчетность он получает и с какой регулярностью, какие суммы он может ветировать и пр.

Примеры успешного партнерства

Компания Rozetka, которая является лидером по количеству заходов на сайт. «Эпицентр» — крупный DIY-ритейлер в Украине. Это примеры семейного бизнеса, когда партнерами являются супруги, в первом случае Вячеслав и Ирина Чечеткины, во втором Александр и Галина Гереги. Конечно, в этом виде партнерства риски не диверсифицированы, так как бизнес и семья находятся в одной корзине.

Поэтому, как бы банально это ни звучало, разделяйте личное и рабочее. Редки примеры, когда муж и жена после развода продолжают совместно вести бизнес.

---

Корпорация «АТБ», в которую входят производственные площадки и продуктовая розничная сеть. Ее основал в начале 1990-х бывший милиционер (Геннадий Буткевич. — Ред.), который привлек еще двух друзей. Сам он занимается безопасностью, второй компаньон — производством, а третий — операционным управлением. Здесь есть четкое и понятное распределение ролей, фокусировка на задачах. Результаты работы впечатляют: корпорация занимает 18-е место среди 100 крупных налогоплательщиков страны.

Компания «Новая почта» в этом списке занимает 38-е место, а ее конкурент, «Укрпочта», на 57-м. Ее собственники — два друга, которые познакомились в студенческие годы. Вячеслав Климов отвечает за стратегию, а Владимир Поперешнюк занимается операционными вопросам. Они сами заявляли публично, что очень важно хорошо знать друг друга, чтобы стать партнерами.

---

Facebook. Когда компания заявила о планах провести IPO,один из моих знакомых, которого называют украинским Биллом Гейтсом, говорил, что Facebook — это фейк, это пузырь. Потому что на тот момент у них были проблемы с монетизацией. Но незадолго до IPO Марк Цукерберг привлек опытного менеджера Шерил Сэндберг, которая возглавляла до этого международные веб-продажи Google. Именно Шерил сыграла огромную роль в полномасштабном запуске рекламы на Facebook. О ней Марк Цукерберг однажды высказался так: «Есть талантливые менеджеры, а есть хорошие аналитики и стратеги. Я себя причисляю ко вторым, а Шерил — редкое сочетание обоих качеств».

Украинская компания Petсube создала робота, который позволяет следить за оставшимися дома животными и развлекать их. Выпускаемые ею товары сегодня можно найти во многих магазинах США. Создатели Petсube Алекс Нескин, Андрей Клен и Ярослав Ажнюк в начале развития бизнеса привлеки советников, которые помогли им экспертизой.

Кейсы неудавшегося партнерства

Компания Nemiroff — первый украинский бренд, который стал успешным за пределами страны. В свое время компания входила в пятерку мировых производителей водки. Но в 2011 году между тремя партнерами возник конфликт, который привел к тому, что у одного остался бизнес в Украине, у двух других — бизнес за пределами страны и права на торговую марку. Конфликт закончился компромиссом в конце 2015 года. Но за это время компания вылетела из пятерки, потеряв позиции и на локальных рынках.

Продуктовая сеть «Амстор». Конфликт возник между инвестором, который в свое время приобрел мажоритарную долю в компании, «Смарт-Холдингом» Вадима Новинского и братьями Владимиром и Александром Вагоровскими. Сеть прекратила свое существование.

Записала Вероника Гаврилюк

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.