Ростислав Кисиль, Meest Express: «Развитие e-commerce будет стимулировать рынок доставки»

04.11.2016
4946

 

Онлайн-коммерция и курьерская доставка стали двигателями развития друг для друга и имеют все шансы изменить наш мир до неузнаваемости. Об этом пишет в своей колонке президент Meest Express Ростислав Кисиль

От слаженной работы курьерской службы, скорости и беспроблемности доставки зависит динамика прироста клиентов, готовых тратить деньги в интернете.

Рынок электронной коммерции удваивается, или даже утраивается за относительно короткие периоды времени. Крупнейшими рынками являются Китай, США, Великобритания, Япония, Германия и Канада. В Канаде в 2016 году доля населения, которое приобретает товары в интернете, составляет 76%, еще в 2010-м таковых было лишь 51%. В США аналитики предсказывают рост рынка на 45% по итогам этого года. 

Об объемах рынка развитых стран Украине можно только мечтать, но, несмотря на экономическую нестабильность, политическую неопределенность и длительную угрозу для безопасности государства, предпринимательская активность в Украине не остановилась. В 2015-м Украина опередила всех в Европе по темпам роста продаж в интернете.

Источник: Meest Group

По данным Украинской ассоциации директ маркетинга, объем рынка почтовой логистики за 2015 год вырос на 1,48 млрд грн и составил в целом 5,3 млрд грн. По итогам прошлого года Украина опередила остальные европейские страны по такому показателю, как темпы роста продаж в интернете: для нашей страны этот показатель составил 35%. Пока проникновение интернета даже в самые отдаленные уголки страны продолжается, 67% украинских интернет-пользователей посещают сайты, работающие в области электронной коммерции.

Украинцы — очень активные клиенты в онлайне (по данным Factum Group).


 
Безусловно, ощутимо обедневшие после кризиса 2008-го и «военных» лет украинцы иногда вынужденно ищут в интернете дешевые товары широкого потребления, китайские аналоги дорогой техники и электроники, доступные средства для красоты и здоровья, книги, детские товары или подарки на распродажах. Этот спрос выливается в наличие спроса на курьерские услуги и одновременно стимулирует внутреннее производство. Украинский производитель тоже заслуживает качественную доставку — и это важный вопрос на перспективу для любого ответственного и дальновидного перевозчика товаров в Украине. 


По данным группы компаний EVO, спрос на товары украинского производства растет.


 
Мировые гиганты вроде Deutsche Post, FedEx, UPS вместе с другими компаниями обеспечивают оборот почти $242 млрд и дают работу около 2,5 млн человек. Рынок доставки до 2020 года будет расти на 9% ежегодно — до $343 млрд в мировом масштабе. Залогом роста рынка является умение слышать пожелания клиентов. Клиенты хотят контролировать доставку — с любого электронного устройства и в любое время суток. Покупатели хотят иметь разнообразие вариантов доставки с круглосуточным доступом или анонимностью получений заказов — по электронному коду без идентификации по паспорту или другому документу. Много значит время: люди готовы платить за экономию своего времени, и это неудивительно: время остается единственным полностью невозобновляемым ресурсом.

На эти вызовы от потребителей рассчитывают и поставщики услуг доставки: они разработали разнообразные схемы ценообразования, которыми конкурируют между собой за благосклонность клиента. Также рынок предлагает комплексное решение, когда одна команда берет на себя ответственность за покрытие всех возможных потребностей клиента в доставке.

Возглавляемые мной почтово-логистическая группа Meest Group и почтово-логистический оператор Meest Express отслеживают появляющиеся потребности клиентов и с конкурентов глаз не спускают. 

Несмотря на это «наступление» конкурентов на наши позиции, я спокоен, и для этого есть ряд оснований. Meest Express — это единственный негосударственный почтовый оператор в Украине. У нас есть лицензия Всемирного почтового союза № 20050112 на международные почтовые перевозки, и если вам в Украине кто-то, кроме государственного монополиста, что-то привез из-за границы, знайте: через границы и таможни этот заказ провели фактически мы. Конечно, есть еще другие зарубежные компании вроде UPS или DHL, но масштабы их расценок на порядок выше, чем у нас, и у них нет украинских корней, которыми гордимся мы.

Несмотря на прочную укорененность в Украине, Meest Group имеет одновременно около 500 отделений в мире, которые обеспечивают широкую географию и множественность вариантов доставки: с разных уголков мира, различным транспортом, по разной цене, с разным временем доставки. 

Для покупки товаров в интернет-магазинах всего мира мы целенаправленно запустили сервис MyMeest, который позволяет украинцам делать покупки в иностранных магазинах — от США и до Китая. На этот результат работает и сеть из 14 международных хабов, 3 000 человек, 1 200 автомобилей, в 2015 году сервис осуществил около 6 млн доставок. Между тем сами клиенты видят только верхушку айсберга — курьера компании Meest Express или почтомат, который наполняет отправлениями Meest Express, обеспечивая защищенность, удобство оплаты, скорость без очередей, простоту доступа и анонимность клиента. Таких почтоматов уже более 1 500 в Украине.

Meest Express предлагает малым, средним и крупным компаниям открывать на своих площадях наши отделения, это позволит им получать дополнительный доход. Компания предоставляет партнерам готовую технологию, проверенное программное обеспечение, обучение персонала, брендирование и другие формы поддержки. Сейчас сеть отделений компании насчитывает более 600 точек, я убежден в ее дальнейшем расширении. 

Meest Group имеет свое подразделение по разработке программного обеспечения для доставки: онлайн-сервисы, личные кабинеты и мобильное приложение, которые постоянно совершенствуются. 

Хотя для нас показательным является опыт Amazon, пока доставка с помощью беспилотников в Украине, по моему мнению, преждевременна. Из-за вопросов безопасности, правовых и технических преград наиболее надежным способом доставки считается именно передача получателям их заказа из рук в руки. Приветливая улыбка, вежливое общение и живой разговор долго будут незаменимы, а доставка на дом и в дальнейшем останется основным способом получения онлайн-заказов. В следующие 10 лет ритейлеры будут предлагать потребителям все больше товаров и возможностей из-за растущих клиентских запросов, и курьерским службам придется работать лучше. Я знаю это наверняка.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.