Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
«Укрпочта» хочет монополизировать рынок доставки из-за рубежа — Валентин Калашник
upgrade-yourself.com.ua
Гармонизация украинского законодательства с европейским коснулась и почтовой отрасли. Однако текущий план имплементации в Украине той самой директивы, регулирующей почтовый рынок ЕС, перекручивает нормы и подменяет понятия.
Мининфраструктуры разработало план имплементации директивы Европейского Парламента и Совета 97/67/ЕС и проект закона о внесении изменений в закон Украины «О почтовой связи». И даже успела отправить документы на одобрение европейским экспертам.
В действительности план имплементации подготовила новая команда и. о. гендиректора Укрпочты Игоря Ткачука. Видимо, у регуляторов почтовой отрасли отсутствуют специалисты в почтовой связи. И работу по адаптации украинского почтового законодательства отдали юристам «Укрпочты», забыв, что «Укрпочта» — не весь почтовый рынок Украины.
Напомню, что за последние годы рядом и независимо от «Укрпочты» вырос огромный рынок почтовой связи, где доля «Укрпочты» составляет лишь 36% (в 2014 году). А на плечах частных операторов держится индустрия e-commerce и де-факто социально-почтовая функция.
Авторы плана имплементации, похоже, не вчитывались в директиву. Потому что она как раз предполагает демонополизацию рынка, прозрачность условий работы и тарификации услуг, отсутствие дискриминации в отношении пользователей и всех почтовых операторов, возможность работы нескольких "национальных операторов", независимость регулятора и доступ всех участников рынка к почтовой инфраструктуре.
Но эти принципы явно не устраивают государственного монополиста. План имплементации директивы от специалистов «Укрпочты» переворачивает европейские нормы с ног на голову и, по сути, является документом о развитии государственного почтового оператора, а не рынка в целом. План повсеместно подменяет понятия директивы и обвиняет частных операторов во всех бедах Укрпочты.
В директиве черным по белому написано, что государство может назначить одно или несколько предприятий в качестве провайдеров общего обслуживания.
В контексте украинского законодательства это означает демонополизацию «Укрпочты», лишение ее права быть единым национальным почтовым оператором, лишение ее других монопольных прав, в том числе на предоставление универсальной почтовой услуги (УПУ), и недопустимость других преференций со стороны государства (например, бесплатное пользование государственным коммунальным имуществом).
Директива гласит, что назначение такого провайдера подлежит периодическому пересмотру и что его функции могут быть распределены между различными компаниями.
В тексте плана возможность демонополизации, необходимость оценки результатов работы Укрпочты в роли национального почтового оператора, оценка последствий возможного распределения функций национального почтового оператора между несколькими операторами отсутствует.
Но, согласно плану, «Укрпочта» требует государственной защиты, и ее плохая работа обосновывается влиянием рынка. Директива же нигде не поднимает вопрос защиты какого-либо оператора — только о свободной конкуренции и эффективности. Во главе угла — интересы потребителя, а не почтового оператора.
Напомню, что сети ряда частных операторов стали фундаментом для тысяч больших и маленьких бизнесов, источником благосостояния десятков тысяч семей. Эти компании не отбирали у «Укрпочты» клиентов, они не использовали государственное имущество, а выросли вместе с клиентами в высококонкурентной среде. И без поддержки государства.
Нельзя разрушить почтовый рынок под лозунгами «спасения государственного оператора». И для государства, и для общества важно наличие работоспособной инфраструктуры. «Своя», хоть и плохо работающая «Укрпочта», удобна только чиновнику.
«Укрпочта» имеет колоссальный потенциал, но сегодня она не самостоятельное предприятие, а государственное ведомство, управляемое извне. Не существует значимого вопроса, по которому генеральный директор «Укрпочты» способен принять решение самостоятельно, без согласования с Кабмином или Министерством инфраструктуры.
Предприятие в критическом состоянии, и без хирургического вмешательства его не спасти. Даже принеся в жертву всю отрасль почтовой связи и будущее связанных с ним отраслей. Поэтому министерство просто обязано профессионально и беспристрастно провести имплементацию европейских норм и реформировать почтовую отрасль в интересах всего почтового рынка.
Автор — Валентин Калашник, президент Украинской ассоциации директ маркетинга
Источник: liga.net