Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Что происходит с рынком франчайзинга в Украине
Об основных тенденциях рынка рассказыват глава директориата ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос.
Активное появление небольших мобильных франшиз. Под мобильными франшизами я подразумеваю проекты, не требующие больших капиталовложений, например, экспресс-маникюр или экспресс-стрижка. Если на начало года мы фиксировали 564 действующих в Украине франчайзера, то по нашим оценкам на конец года их число возрастете до 620. Прирост произойдет в основном за счет небольших новых предложений за счет новых бизнесов или на базе сетевых компаний, которые ранее на франчайзинг не обращали пристального внимания.
Рост числа франшиз в сфере услуг. Торговля занимает чуть более 50 % франчайзеров, на услуги сейчас приходится 25%. За следующий год доля услуг может достичь 30-35%. Рост будет происходить за счет появления новых бизнесов и ниш.
Сложность с подсчетом точного количества франчайзи в сетях. В прошлом году мы оценили общее число точек во франчайзинговых сетях в 22600. Очевдино, их число изменится, но нельзя утверждать, что сократится. Можно наблюдать появление пересленецев-франчайзи. Знаю пример, когда франчайзи оставил бизнес, переехал из зоны в АТО работать наемным менеджером в Киев к своему франчайзеру. Есть перселенцы с инвестициями, которые ищут помещения для открытия своих точек в других городах.
Некоторые франчайзеры перестали контролировать своих франчайзи. Это вызвано банальной экономией, например сократили сотрудника, обзванившего франчайзи. Плюс сами франчайзи становстя менее активны – из-за скоращения спроса они могут не знать, что делать, но не обращаются к франчайзерам, потому что опасаются, что они потребуют от них дополнительных капиталовложений.