Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
В 2021 году e-mail маркетинг может принести интернет-магазинам от 7 до 15% общего дохода. Как правильно его настроить?
Фото: Depositphotos
Email — один из тех инструментов интернет-маркетинга, которые ориентированы на конкретный числовой результат по доходу, транзакциям, ROMI или прибыли клиента. О том, как увеличить частоту транзакций клиентов и, соответственно, прибыль с помощью email-рассылок в колонке для Retailers рассказал Head of Email в агентстве перформанс-маркетинга Netpeak — Максим Соколюк.
Прибыль — ключевая цель, которую так или иначе преследует любой бизнес. Для понимания того, как наращивать и увеличивать эту прибыль, важно учитывать все рычаги влияния на нее. Очень упрощенно формула прибыли e-commerce-проекта выглядит следующим образом:
Грубо говоря, валовая прибыль — это оборот умноженный на процент маржинальности. Рычаги влияния маркетолога наоборот: трафик, коэффициент конверсии, средний чек и частота транзакций с клиентом за единицу времени. Остановимся на последнем.
Например, мы имеем:
-
трафик сайта — 1000 посетителей за условный период;
-
конверсия — 1%;
-
средний чек — 100 у.е. (в среднем, сумма, которую оставляет клиент за одну транзакцию);
-
средняя частота совершения покупки клиентом — 1 раз за условный период.
Умножив все эти показатели, мы получаем оборот в 1000 условных единиц. Однако? если оставить те же показатели по трафику, конверсии и среднему чеку, но при этом увеличить частоту транзакции в 2 раза, соответственно, оборот увеличивается также вдвое.
Естественно, для увеличения прибыли необходимо улучшать каждый из рычагов влияния на нее, но, как правило, работать с увеличением частоты транзакций легче и дешевле всего.
Есть общепринятое понимание того, что привлечение нового клиента обходится, в зависимости от отрасли, в 5-10 раз дороже, чем удержание уже существующего. А значит, продавать тем, кто у нас уже сделал покупку — намного легче, дешевле и эффективнее.
Как Email-маркетинг увеличивает частоту транзакций с клиентом за единицу времени?
Email-маркетинг — это инструмент интернет-маркетинга, который позволяет выстраивать коммуникацию с базой подписчиков с помощью еmail-сообщений, и преследует различные цели: лояльность, продажи, поддержка интереса к продукту, подогрев и тд.
Автоматические триггерные письма в еmail-маркетинге — эффективное решение, чтобы увеличить частоту транзакций такой аудитории, которая подписана на вас, но еще не совершала покупку.
-
Конверсия по автоматическим (триггерным) письмам: 8 – 12% в транзакцию.
-
60 – 80% пользователей, добавивших товар в корзину, не совершают заказ;
-
автоматические рассылки “дожимают” до покупки часть пользователей.
2. Конверсия по промо-рассылкам: 3 – 8% в транзакцию.
-
большинство клиентов готовы сделать внеплановую покупку, если предложение будет соответствовать их интересам;
-
сегментирование аудитории и персонализация предложения в письме - повышает частоту транзакций ваших клиентов.
Насколько эффективен Email-маркетинг?
Email-маркетинг в 2021 году — самый рентабельный инструмент интернет-маркетинга, который приносит интернет-магазинам от 7 до 15% общего дохода при минимальных инвестициях в рассылки. Как правило, на канал email выделяется самая низкая доля в маркетинговом бюджете, в сравнении с другими каналами, при этом доля дохода от него относительно доли бюджета — наиболее высокая. Таким образом, рассылки являются самым рентабельным инструментом интернет-маркетинга.
Сравнение долей источников трафика в доходе и бюджете интернет-маркетинга *
* Источник: внутренние данные Netpeak для e-commerce проектов.
Для наглядности — сравнение стоимости использования сервисов email-рассылок в зависимости от количества базы:
Каким проектам стоит использовать канал email для увеличения частоты транзакций:
-
e-commerce B2C, B2B или услуги регулярного спроса;
-
Saas, контентные проекты с подпиской;
-
для e-commerce широкий ассортимент с множеством категорий;
-
спрос регулярный (постоянный), сезонный или “спонтанный”;
Что еще важно для проекта, чтобы email-маркетинг работал эффективно:
-
наличие программиста и доступа
к коду сайта; -
трафик на сайте от 30 000 пользователей в месяц;
-
размер базы валидных email-адресов от 5 000 контактов;
-
принадлежность базы домену-отправителю писем.
Приемы и механики для стимулирования частоты транзакций в Email-маркетинге
Поскольку инструмент email-маркетинга в основном ориентирован на увеличение частоты транзакций, приемов и техник для этого в нем присутствует много. Остановимся на тех, которые работают всегда в подавляющем большинстве проектов: сегментация, персонализация, геймификация, закрытые акции.
Сегментация — разделение базы на группы на основании определенных сходств между контактами, чтобы отправлять релевантные предложения выбранному сегменту.
Как сегментировать базу?
1. Для новых подписчиков: добавить обязательные поля с вопросами в форму подписки.
2. Для старой базы: отправить анкету с вопросами, по которым будете сегментировать (+ давать плюшку за ее заполнение).
Это лишь несколько из возможных вариантов. Самое важное — собирать сегменты с какой-то определенной целью и знать, что и кому вы хотите отправлять.
Примеры сегментации аудитории в еmail:
Второй прием — персонализация. Это те самые триггерные письма (брошенная корзина, брошенный просмотр), которые стимулируют пользователя завершить оформление заказа. В среднем, 60-80% пользователей, добавляя товар в корзину, не доходят до этапа совершения заказа.
Эти триггеры нужны для работы с аудиторией, которая начала оформление заказа на сайте, но по каким-то причинам не завершила его. Если коротко: персонализация работает, и именно триггерные письма имеют самую высокую конверсию в email.
Примеры персонализации писем:
Геймификация — тренд в email-маркетинге последних нескольких лет, суть которого заключается в использовании игровых подходов для решения неигровых задач.
В email-рассылках с геймификацией подписчики больше вовлекаются в коммуникацию с брендом и их лояльность к нему увеличивается. Благодаря чему также растет доход и конверсия.
Примеры игр в рассылках:
Закрытые акции — способ стимулирования продаж с помощью эксклюзивных выгодных предложений в email. В таких акциях, как правило, есть конкретный персонаж и используется метод сторителлинга.
Закрытые акции позволяют пользователям почувствовать преимущество от подписки на вашу рассылку: акция, которую вы присылаете, действует только в рассылке, ее нет ни на сайте, ни в соцсетях. Это ощущение исключительности и стимулирует бо́льшую долю аудитории принять участие в ней и совершить покупку.
Примеры закрытых акций в рассылках:
Кейс: рост дохода в 2 раза с канала Email для интернет-магазина книг
Исходные данные:
-
база валидных Email-контактов ≈ 60 000
-
ассортимент SKU ≈ 30 000
-
доход с Email: 6% от общего дохода
Ключевые задачи:
-
повысить доход с канала email;
-
развить и масштабировать канал;
-
увеличить долю вовлеченной аудитории.
Что мы сделали:
-
Обновили триггеры
Триггер “Брошенная корзина” — было:
Триггер “Брошенная корзина” — стало:
Триггер “Брошенный просмотр” — было:
Триггер “Брошенный просмотр” — стало:
-
Триггер “Брошенный просмотр” — стало:
Пример “Счастливые часы” Пример “Бесплатная доставка”
-
Запустили монорассылки
Монорассылка ко дню рождения Терри Пратчетта:
Монорассылка ко дню рождения Михаила Булгакова:
-
Добавили геймификацию
Результаты:
-
Рост дохода в 2 раза за 4 месяца
После внедрения новых тематик, исправления ошибок и применения геймификации доход из email начал расти и достиг показателя X 2 раза в декабре 2020, в сравнение с августом 2020:
Динамика дохода с канала Email с апреля 2020 года по декабрь 2021 года.
-
Рост транзакций в 2,2 раза за 4 месяца
Так же за этот же период увеличилось число транзакций более чем в два раза:
Динамика числа транзакций с канала email с апреля 2020 года по декабрь 2021 года
-
Рост дохода из еmail в каждом месяце
Особенно заметно увеличение дохода при сравнении года к году: среднемесячный доход вырос в каждом месяце.
Сравнение динамики дохода с канала еmail за последний год в сравнении с предыдущим.
Команда проекта на стороне Netpeak:
Чек-лист по запуску еmail-маркетинга
1. Подготовительный стратегический этап:
-
анализ целесообразности запуска;
-
постановка целей и задач;.
-
анализ конкурентов;
-
разработка стратегии email-маркетинга;
-
подготовка карты коммуникаций с аудиторией;
-
подготовка контент-плана рассылок.
2. Подготовка платформы для рассылок:
-
выбор сервиса рассылок;
-
настройка домена-отправителя;
-
настройка записей: DKIM, SPF и DMARC;
-
настройка постмастеров;
-
настройка передачи данных с сайта
в сервис рассылок; -
создание мастер-шаблона для ручных писем и шаблонов триггерных: дизайн, верстка.
3. Подготовка базы для рассылок:
-
валидация базы контактов;
-
сегментация базы контактов;
-
прогрев базы контактов.
4. Подготовка системы сбора контактов:
-
форма подписки в контенте сайта;
-
Pop Up форма и виджет подписки;
-
настройка передачи данных в сервис рассылок с форм подписки и заказов.
5. Отправка писем согласно стратегии:
-
запуск триггерных сценариев и расширение карты триггеров;
-
отправка ручных рассылок согласно контент плану;
-
тестирование всего, что можно протестировать;
-
анализ результатов и актуализация стратегии;
-
подготовка контент-плана на следующий период.
Выводы:
-
Продавать постоянным клиентам дешевле и проще, чем новым.
-
Email-маркетинг — один из самых рентабельных инструментов для повторных продаж.
-
Практически каждый онлайн-бизнес может использовать еmail-маркетинг для повторных продаж.
-
Сегментация, персонализация, геймификация и закрытые акции — работают.
-
Для запуска еmail-маркетинга с нуля достаточно 1-2 месяцев, для результатов — в среднем 3-4.
Фото: Depositphotos