Нарушение прав потребителей и, возможно, снижение выплат налогов. Юристы комментируют ситуацию с продажей "Фокстрот" и Comfy программного продукта (не облагается НДС)

02.02.2021
6450

Фото: Tingey Injury Law Firm / /unsplash.com

В конце января мы рассказали вам о случаях, когда потребители при покупке товара в Comfy и “Фокстрот” по цене полки позже обнаруживали в чеке, что она разбита на две позиции - сам товар и некие программные продукты, которые не облагаются НДС. В частности, речь идет о мобильном приложении Comfy и коде доступа к премиум подписке рецептов от "Фокстрот". Вернуть эти продукты отдельно от товара нельзя, уточнили в call-центрах сетей.

При этом, по утверждениям пользователей,  при покупке товара никто из сотрудников магазинов не предупреждали, что в декларируемую стоимость товара на самом деле входит цена товара и некоего дополнительного продукта. Некоторые из них высказывали предположение, что помимо введения потребителя в заблуждение, компании через такую схему могут снижать выплаты налогов. В Comfy заявили, что компания придерживается требований действующего законодательства и платит все налоги в полном размере. В “Фокстрот” на запрос Retailers не ответили.

Мы обратились к юристам, чтобы они прокомментировали эти случаи.


Ритейлеры. Согласно законодательству с 1 января 2013 года до 1 января 2023 года, от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) освобождаются  операции по поставке программной продукции (ПП), а также операции с программной продукцией, плата за которые не считается роялти. Проще говоря, в Украине временно продажа ПП не облагается НДС.

Соответственно, если товар разбить на несколько категорий и продавать кроме товара еще и ПП, то налоговое обязательство продавца уменьшится соразмерно той сумме, которая была оплачена за ПП. Учитывая то, что покупатель все равно платит полную сумму, некая часть денег вместо того, чтоб уходить в государственный бюджет, остается на балансе продавца.

Покупатели. Есть нарушение прав потребителей. Согласно закону "О защите прав потребителей" (ч.1 ст. 15), потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, которая обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги). Соответственно, такое право потребителя нарушается, поскольку он ничего не знает о дополнительной ПП, которую приобретает.

Также продавец должен обязательно указывать цену каждой единицы такой продукции (ч.3 ст.15). Надписи о цене должны быть четкими и простыми для понимания. Цена продукции должна включать в себя все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые в соответствии с законодательством оплачиваются потребителем во время приобретения соответствующей продукции.

В случае, если за одну цену предлагается несколько товаров или при продаже одного товара второй можно купить по скидке, об этом продавец также должен рассказать покупателю и в случае предложения нескольких товаров, работ либо услуг по одной цене – цены таких товаров, работ либо услуг по отдельности. В реальности же, как правило, приобретаемый товар не относится к одной категории с ПП, которая продается вместе с таким товаром. А это означает, что потребителю продавец должен заранее сказать о том, что продается также ПП и озвучить на нее цену.  Поэтому здесь также происходит явное нарушение права потребителя на информацию.

Возврат программного продукта.  Подобные ситуации не всегда придаются громкой огласке, поскольку, казалось бы, для покупателя наличие таких дополнительных позиций не должно нести никаких рисков. 

Но это ровно до того момента, пока покупателю не понадобится вернуть товар и получить за него деньги. Одно дело, когда ПП, поставляемая с товаром, напрямую связана с этим товаром и не может существовать в отдельности от него. С таким возвратом проблем не возникнет. Но совсем другое – когда под видом ПП продается услуга (поддержка, информационная программа), которая не подлежит возврату, так как фактически уже была предоставлена.

Конечно, крупные сети магазинов проведут возврат полной стоимости, чтобы не пятнать свою репутацию. Но чисто технически при втором варианте развития событий у продавца возникнут законные основания возместить только стоимость приобретенного товара, не возмещая при этом стоимость предоставленной услуги.

Что делать покупателю. Для наилучшей защиты своих прав, если вы обнаружили в чеке подобную ПП, следует обратиться к продавцу с требованием выдать чек с правильной информацией.

В случае, если было отказано в возврате полной стоимости вместе с ПП, единственное правильное решение – обращение в суд для защиты своих законных прав. Отдельно стоит обратить внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 22 закона "О защите прав потребителей", потребители освобождаются от уплаты судебного сбора по искам, которые связаны с нарушением их прав. Это означает, что обращение в суд с подобным иском освободит потребителя от дополнительных трат. Но, в то же время, заберет много времени и сил.

Ритейлеры. Разбивку продавцами в чеке стоимости товара на две части: (фактическая стоимость товара и стоимость некого программного приложения) действительно можно объяснить попытками оптимизировать налогообложение.

Потребитель. Такие действия ритейлеров являются неправомерными, если покупатель об этом не проинформирован и не давал согласия на покупку такого программного обеспечения.

Согласно закону "О защите прав потребителей" (ст.15), информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги). То есть потребитель имеет право получить полную информацию о свойствах и стоимости товаров и услуг еще до покупки, до перехода к нему права собственности на товар.

Если покупатель заметил, что на кассе ему пробили товар не по той цене, которая указана на витрине, он должен сообщить об этом продавцу и потребовать пробить товар по цене, которая указана на витрине, сайте или рекламе.

Согласно Хозяйственному  кодексу (ч.1 и 3 ст. 700) потребитель имеет право требовать возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора. А если договор заключен – в разумный срок отказаться от договора, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения убытков, а также морального вреда.

Возврат товара. Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом.

Но стоит отметить, что установка подобного программного обслуживания по своей правовой природе является услугой. Возврат средств за такую услугу возможен лишь, если она предоставлена некачественно. В то время как возврат средств за товар возможен и при его надлежащем качестве.

Если в вашем чеке стоимость товара преднамеренно разбили и включили некое программное обеспечение, свои интересы можно защитить в судебном порядке.

 Автор: Александр Шарипов 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.