"Подарок" на подписку рецептов и "бесплатное" мобильное приложение. Как "Фокстрот" и Comfy продают программный продукт, который не облагается НДС

28.01.2021
11854

Иллюстрация: klerk.ru

Розничные сети “Фокстрот” и Comfy продают своим клиентам дополнительные программные продукты. Что тут не так?


В конце прошлого года пользователь Facebook Михаил Катрук опубликовал на своей странице два чека на смартфон и гриль, которые были куплены в магазинах Comfy и “Фокстрот” в Днепре соответственно. В них, помимо основных товаров, указаны:

  • ПП Comfy Assist Навигация со сроком действия 6 месяцев стоимостью 1800 грн.
  • Прим. комп прог. Patee Recipes Premium (27 месяцев/1 устройство) стоимостью 1699 грн.

О том, что в цену, помимо товара входят дополнительные продукты, продавцы покупателям не сообщили, отметил Михаил Retailers.

Исходя из поста и комментариев Михаила в ветке обсуждений, а также из того, что он рассказал Retailers ситуация выглядит следующим образом. Покупатели пришли в магазин за товаром. Цена на полке была указана на гриль 7499 грн, а за смартфон – 5999 грн. Покупатели расплатились за товар, не обратили внимание на содержание чека, а сверили только общую сумму. Через время они решили посмотреть чек еще раз и тогда заметили, что в нем две позиции, сам товар, который стоит дешевле цены, указанной на полке, и непонятный продукт за определенную сумму. К тому же, судя по чеку, сами продукты не облагаются НДС.

ПП Comfy Assist – это мобильное приложение сети Comfy, ответили в пресс-службе компании.

“Прим.комп. прог. Patee Recipes Premium” – это премиум-подписка в приложении Patee.Рецепты, рассказала корреспонденту Retailers оператор в call-центре “Фокстрот”.

Чем закончилась история с покупками, Михаил не смог рассказать. Как он уточнил Retailers, покупки совершал не он. Чеки ему передали знакомые активисты, которые получили их от знакомых, ответил он. Контактами знакомых активистов Михаил не поделился.

Но подобные случаи не единичны. На форумах пользователи за разный период времени рассказывают, как, купив утюг, телевизор, смартфон, бойлер, чайник, холодильник и пр. по цене полки в Сomfy или “Фокстрот” за определенную цену, обнаруживали в чеке, что эта сумма включает в себя стоимость товара и ещё продукта, в частности, ПП Comfy Assist или приложение Patee Recipes Premium, которые, соответственно, не облагаются НДС. В большей части постов пользователи писали, что при покупке никто их не предупреждал, что в декларируемую стоимость товара на самом деле входит цена товара и некоего дополнительного продукта.

Часть пользователей интересовалась, как вернуть этот продукт. Компании комментировали их посты по разному, в каких-то комментариях писали, что можно вернуть продукт. Но в большинстве случаев отвечали, что отдельно продукт не возвращается, только все товары, которые указаны в чеке.

Некоторые пользователи высказывали предположение, что помимо введения потребителя в заблуждение, компании через такую схему могут снижать выплаты налогов. Так как, по их словам, в Украине действует норма Налогового кодекса (НК), согласно которой, с 1 января 2013 года до 1 января 2023 года, от НДС освобождаются операции по поставке программной продукции (ПП), а также операции с ПП, оплата которых не является роялти.

Что является ПП согласно Налоговому Кодексу

К программной продукции относятся: результат компьютерного программирования в виде ОС, системной, прикладной, развлекательной и/или обучающей компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов и доступа к ним.

Также к ПП относятся экземпляры, копии компьютерных программ, их частей, компонентов в материальной и/или в электронной форме, в том числе – в форме кода/ов и/или ссылок для загрузки компьютерной программы и/или их частей, компонентов в форме кода/ов для активации компьютерной программы или в другой форме.

Согласно кодексу, ПП является какие-либо изменения, обновления, приложения, дополнения и/или расширение функционала компьютерных программ, права на доступ таких обновлений, изменений, приложений, дополнений в течение определенного периода времени, а также криптографические средства защиты информации.

Что об этом говорят в “Фокстрот” и Comfy?

“Фокстрот”

В пресс-службе компании на запрос Retailers, отправленный в конце 2020 года, не ответили. Позже уточняли, что запрос все еще находится в обработке.

В call-центре “Фокстрот” оператор рассказал корреспонденту Retailers (который представился покупателем), что “Прим.комп. прог. Patee Recipes Premium” – это подарок на премиум-подписку в кулинарном приложении Patee.Рецепты. Чтобы получить доступ к этой подписке, нужно скачать приложение и ввести код, который должен быть указан в чеке, рассказал оператор. Почему “подарок” оказался платным, оператор ответила, что никакой переплаты нет. “Подарок в чеке пробивается за счет скидки на основной товар. Если бы не было подарка, то сумма чека не изменилась бы”, – пояснил он. Именно поэтому вернуть “подарок” и получить за него сумму, указанную в чеке, нельзя.

Почему премиум подписка на рецепты не облагается НДС по чеку, не ясно. Само приложение Patee.Рецепты принадлежит другой компании. В Play Маркете указан сайт приложения с доменом “ru”, а в строке адреса разработчика: Новосибирск (Россия). В колл-центре “Фокстрота” подтвердили, что это приложение не принадлежит ритейлеру. 

Comfy

В пресс-службе Сomfy ответили на запрос Retailers, что  Comfy Assist – это платное мобильное приложение для ... мобильных устройств, которые поддерживают подключение к интернету. Оно было запущено в 2015 году. Приказ об определении цены приложения есть в каждом магазине в  уголке потребителя. Реализация ПП происходит через регистратор расчетных операций (РРО).

В Comfy говорят, что компания придерживается требований действующего законодательства и платит все налоги в полном размере. “Поставка экземпляров программной продукции в Украине является операцией, освобожденной от НДС – это прямая норма закона (п. 26-1 Подраздел 2 раздела XX Налогового кодекса Украины)”, – говорят в компании.

“Сам программный продукт используется через активацию электронного ключа (код активации), который указывается в фискальном чеке”, – говорится в ответе компании. Стоит отметить, что корреспондент Retailers скачал приложение в Play Market бесплатно и зарегистрировался с помощью номера мобильного телефона, куда пришел код активации.

ПП можно приобрести отдельно в любой момент, говорят в пресс-службе Comfy. “Также он может реализовываться на условиях акции. Например, по условиям акции, которая работает с 2015 года, если вместе с Comfy Assist потребитель покупает другие товары определенного вида/типа, то компания предоставляет скидку на мобильное приложение и на товар”, – рассказывает ритейлер. Примечательно, что практически во всех случаях, описанных на форумах и Михаилом (со слов знакомых), все покупатели изначально приобретали технику, а о том, что в ее цену входит еще и ПП, узнавали постфактум.

Компания не ограничивает права потребителя на доступ к этой информации, на возврат товара, его обмен и на разрыв договора купли-продажи мобильного приложения, говорят в пресс-службе.  Если потребитель пропустил 14 дней, предусмотренных на возврат, и не активировал (приложение, –  ред.), или не смог установить, или по другим техническим причинам не смог им воспользоваться, то компания возвращает стоимость программного продукта.

В то же время в call-центре Comfy корреспонденту Retailers (представился покупателем, который купил смартфон, а обнаружил в чеке два товара) ответили, что ПП Comfy Assist бесплатен, хоть и пробит в чеке за определенную сумму: “Видимо, так считает бухгалтерия”. На вопрос, можно ли переоформить покупку и выдать новый чек, только со смартфоном, оператор порекомендовал уточнить эту информацию в магазине, в котором покупался телефон. Оператор поделился номером телефона магазина на Почайной в ТЦ “Городок”. Сотрудница ответила, что, к сожалению, они не смогут переоформить покупку и пробить по чеку только смартфон. “Мы не можем выдать чек на товар без ПП. У нас так система работает на всю технику. При ее покупке в чеке всегда пробивает Comfy Assist”, – ответила она. На вопрос корреспондента Retailers, почему  Comfy Assist стоит 1800 грн (взяли сумму, указанную в чеке, опубликованном Михаилом), сотрудница ответила, что они сами не знают, как формируется эта сумма, она может быть и 10%, и меньше. Она добавила, что к ним часто обращаются по этому вопросу.

В чеках на форумах указывается срок действия ПП Comfy Assist. В call-центре Comfy ответили, что указанный срок действия – это период доступа к розыгрышам и акциям, которые проводит Comfy (для пользователей приложения, – ред.). На вопрос, как же получить доступ к розыгрышам, оператор ответил, что в чеке должен быть код, который нужно ввести в приложении. Здесь возникает вопрос, что же продает Comfy – само приложение или доступ к розыгрышам, если последнее, то является ли доступ к ним “программным продуктом”.

ГФС и судебные разбирательства по программным продуктам

В 2018 году Офис крупных плательщиков налогов ГФС провел плановые проверки “Комфи Трейд” (сеть Comfy), говорится в одном из судебных дел в едином реестре судебных решений. В результате он вынес 6 уведомлений-решений. В том числе Офис решил, что компания неправомерно отнесла операции по поставке ПП Comfy Assist к таким, которые освобождаются от налогообложения НДС. В связи с этим Офис прописал увеличить сумму денежного обязательства с НДС на общую сумму 243,55 млн грн (из них НДС – 194,84 млн грн, а штраф – 48,71 млн грн). 

Во время проверки сотрудники Офиса, проведя анализ предоставленных чеков, пришли к выводу, что ПП Comfy Assist реализуется исключительно вместе с продажей  основной группы товара и без согласия покупателя. Соответственно стоимость ПП – это составляющая и неотъемлемая часть стоимости основного товара, которая отображается на ценнике. Поэтому ПП подпадает под налогообложение.

Но Офис не прикрепил проведенный анализ чеков к материалам дела, говорится в решение суда: "Офис не предоставил каких-нибудь доказательств того, что абсолютно все операции по продаже товаров в Comfy сопровождаются автоматической поставкой ПП Comfy Assist".

В то же время, представители Comfy подтвердили реестрами операций и копиями фискальных чеков, что в период с 2015 по 2017 год были поставки экземпляров ПП отдельно от основных товаров, таким образом опровергнув утверждение ГФС о невозможности поставки ПП как одной позиции в фискальном чеке. В результате суд первой инстанции вынес решение в пользу Comfy. А суд второй инстанции оставил решение хозсуда без изменений.

Касательно сети “Фокстрот”. В 2019 году Офис также вынес уведомления-решения после внеплановых проверок “САВ-Дистрибьюшн” (сеть “Фокстрот”). В том числе, в ГФС пришли к выводу, что компания занизила базу налогообложения в период с 2016 года по 2018 год включительно.  В частности, ритейлер определял базу на НДС не по цене определенной публичным договором между ним и покупателем, а по “уменьшенным ценам” (с предоставлением скидок). То есть договорной ценой является предложение продавца касательно составление договора по цене указанной на ценнике, а не цене определенной покупателем и продавцом в момент договор и передачи денег.

“Фокстрот” в 2018 году предоставлял право на скидку покупателям, в том числе,  и на AdLoc або Patee Recipes Premium при покупке акционного товара. Покупатель одновременно получал скидку в размере стоимости выбранного программного обеспечения.

Суд вынес решение в пользу “Фокстрот” – компания верно определила базу налогообложения исходя из договорной стоимости установленной сторонами (продавцом и покупателем), которые подтверждаются расчетными документами.

Резюмируя. "Фокстрот" "дарит" за деньги подписку на чужое приложение рецептов, а Comfy продает то ли код доступа к возможности участвовать в акциях и розыгрышах, то ли мобильное приложение, которое есть в бесплатном доступе. К тому же, эти продукты не облагаются НДС.

Сделать вывод в этих историях достаточно сложно. Мы обратились к юристам, которые могли бы прокомментировать эти случаи с продажей вместе с товаром еще и ПП. Но одно можно сказать однозначно – розничные сети наладили очень эффективный бизнес по продаже услуг в мобильных приложениях

Автор: Александр Шарипов, Вероника Гаврилюк

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.