Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Бизнес – дело семейное: Kachorovska
Источник фото: thepeoplecomua.wordpress.com
Украинский обувной бренд Kachorovska объединяет три направления: ателье, магазин и кафе. Компания была основана еще в середине прошлого века, однако, если тогда это было изготовление обуви на дому, то сегодня это цех, два кирпичных магазина-кафе и онлайн-площадка.
Kachorovska – семейный бизнес, который начала Леонида Качоровская в 1960-х годах в Житомире. Во времена СССР модная обувь была в дефиците, поэтому Леонида, которая на тот момент работала на государственной обувной фабрике, начала принимать частные заказы. Позже ей в этом начала помогать дочь Елена, которая сумела преобразовать ателье в настоящий бизнес. Но выйти за пределы частного пошива в онлайн и офлайн розницу позже помогла Елене ее дочь Алина с зятем Русланом Очеретяным. Алина думала, чем заняться после окончания Киево-Могилянской академии и поняла, что свой бизнес – это лучшее решение. Тем более, что он уже был.
На заказ – хорошо, а здесь и сейчас – лучше
С продвижением бренда Kachorovska в социальных сетях (Facebook страница была создана в 2011 году), количество заказов выросло настолько, что ателье не справлялось с их количеством. На пошив одной пары обуви уходило 1-2 месяца. Очередь увеличивалась, и компания начала терять клиентов. Тогда семейство Качоровских-Очеретяные приняло решение об открытии магазина с уже готовой обувью и отдельного производства. "Ателье – это все равно ожидание. Пусть даже мы расширим производство до фантастических масштабов, лодочки должны выстояться на колодке, а это время, – говорит Алина. – Наш магазин взял на себя клиентов, которые хотят сделать покупки здесь и сейчас". В запуск отдельного производства и открытие магазина предприниматели инвестировали $20 000.
Цех, где сейчас шьётся обувь Kachorovska для ателье и для магазина, был арендован около 7 лет назад и инвестировали тогда в него $10 000, чтобы купить столы, швейные станки и другое необходимое оборудование. Сначала производство для ателье занимало всего около 100 кв.м, там работало 7-8 человек. Со временем цех разросся до 800 кв.м, и сейчас там работает более 80 человек. Мастерская ателье, где работают так называемые ручники, занимает в общем цехе 200 кв. м. Ручники и мастера, которые отшивают линейку, которая будет представлена в магазине, не пересекаются в работе. Сейчас Качоровские уже строят собственное помещение в Житомирской области.
Интернет-магазин запустился спустя три месяца после старта работы производства. Что касается физических магазинов, то сначала это были корнеры в ателье, сейчас это магазины, совмещенные с кофейнями. У магазина, ателье и кафе – очень часто абсолютно разные клиенты. Люди, которые заходят на кофе в Kachorovska cafe, впервые узнают о том, что бренд продает еще и обувь.
Торговых точек сейчас всего две в Киеве – на Подоле и в центре города. Предприниматели подыскивают помещение для открытия еще одного магазина и рассматривают локации в Одессе, Львове и Житомире.
На фото: Алина и Руслан Очеретяные. Источник фото: l-a-b-a.com
Бизнес vs. семья
Сейчас бизнесом управляют трое – Елена Качоровская, Алина и Руслан. "Мама – главный технолог на производстве, она постоянно находится в Житомире. Я отвечаю за планирование коллекций и производства, поездки на выставки, поставщики кожи и комплектующих, управление персоналом и так далее", – рассказывает Алина. Ее муж занимается обустройством магазинов и вопросами, связанными с оборудованием на производстве.
"Мы трое сработались таким образом, что шоковые моменты друг для друга уже отсутствуют. Никто не тянет одеяло на себя – все мы понимаем, что успех предприятия в первую очередь зависит от нашей слаженной работы", – рассказывает Алина об опыте ведения бизнеса с семьей.
Предпринимательница отмечает, что с мужем они не работают целыми днями в одном помещении и могут находиться в разных местах или вообще в разных городах. Это помогает соблюдать work-life balance. "С мамой, правда, во время рабочего процесса могут быть разногласия, но мы договорились, что на наши отношения "мать-дочь" рабочие моменты не распространяются", – уточняет Алина.
Кризис роста и потребность в инновациях
Для многих украинских компаний революция 2013-2014 годов стала толчком для развития, Kachorovska не оказалась исключением. "Спрос на made in Ukraine был просто диким – скачок в количестве заказов вырос раз в 10 точно, и мы не справлялись, – вспоминает Алина. – Тогда, в 2014 году, для Kachorovska настал кризис роста. Мы поняли, что качество обслуживания клиентов падает и не выполняются сроки заказов".
Алина уверена, что для того, чтобы масштабироваться, нужно поработать над фундаментом – автоматизацией бизнеса. "Сначала нашей "инновацией" была таблица в Excel – прототип CRM-системы, который мы сделали за год", – рассказывает Очеретяная. Там были прописаны все данные о поставках, производстве, работе с остатками и так далее. Затем компания подключила CRM-систему от Microsoft. Внедрение CRM обошлась предпринимателям в $10 000. В случае с Kachorovska, это окупилось меньше, чем за полгода. Сейчас в год за CRM Kachorovska платит около 150 000 грн.
За счет внедрения CRM компания структурировала сроки изготовления, разграничила поставщиков, рассчитала себестоимость продукта. Также это помогло систематизировать всю информацию по клиентам: все его заказы (мерки, колодки, кожа), звонки, отзывы, работа с отзывом. CRM фиксирует полностью логистику производство-склады-магазины-конечный покупатель. "Все это делать в табличке Excel – нереально и зачем?", – спрашивает Алина.
Хотя в ритейл-бизнес Kachorovska CRM внедрили только три года назад, Алина считает, что это необходимо делать на старте бизнеса. Говоря о производстве, то здесь уже необходима ERP-система. Ее компания подключила только в июне этого года. Подготовка заняла целый год. Внедрение ERP-системы стоит дороже, чем внедрение CRM и составляет $100 000. "Да, многие боятся инвестировать такие суммы. Но, если вы видите, что ваш бизнес перспективный и вы в нем уверены, то это нужно сделать", – уверена Очеретяна. От внедрения ERP она ожидает увеличения скорости производства и сведения к минимуму непредвиденных остановок.
Автор: Дарья Янченко