Наши в Польше: истории украинских предпринимателей Dobro&Dobro Espresso Bar и Cintapunto

09.07.2018
4685

warszawa.naszemiasto.pl

В Польше легально живет и работает около 150 000 украинцев. Из них 2/3 имеют временный вид на жительство, а остальные 31 000 проживают в Польше постоянно. Количество украинцев Польше растет вместе с количеством предприятий, открытых украинцами. Сейчас около 3 000 украинцев имеют собственный бизнес с Польше. Рестораны и кафе, транспортные услуги, магазины с украинскими продуктами и различные IT-стартапы – наиболее популярные сферы деятельности среду украинских предпринимателей в Польше. Мы поговорили с двумя украинцами, которые живут в Польше и имеют там свой бизнес


 

Dobro&Dobro Espresso Bar

 

На фото: Олег и Инна Яровые. Источник: warszawa.naszemiasto.pl

Dobro&Dobro Espresso Bar – сеть кофеен в Польше, которая пока насчитывает всего два заведения – в Варшаве и Люблине. Основатели бизнеса – Инна и Олег Яровые, уроженцы Хмельницкого. Инна и Олег – люди из рекламного бизнеса. Пара 8 лет прожила в Киеве и уже 2,5 года живет в Варшаве. В Польшу Яровые переехали потому, что Инна получила приглашение на работу в проекте Google Partners. Как признается Инна, открытие собственного бизнеса в Польше было рационально-эмоциональным решением: рациональным оно было потому, что супругам хотелось заняться своим делом и иметь дополнительный источник дохода, а эмоциональным – потому что Олег и Инна любят кофе и решили развивать собственное дело именно в этой сфере.

"В Польше бизнес кофеен не так развит, как, например, в Украине и в Киеве, в частности", – говорит Инна. Так, первая кофейня Dobro&Dobro Espresso Bar открылась в феврале 2016 года в Варшаве. Кофейня является самой маленькой в Польше – всего 6 кв.м. – и занесена в Книгу рекордов Польши. К слову, самая маленькая кофейня в мире сейчас находится в Торонто и занимает площадь в, примерно, 1,6 кв.м. Слава самого маленького заведения в Польше помогла проекту раскрутиться быстрее. "О нас начали писать в социальных сетях, что, очевидно, привлекло новых клиентов, включая туристов", – вспоминает Инна.

На тот момент у пары не было опыта в ведении собственного бизнеса. Инна рассказывает, что тогда наибольшей трудностью было найти площадь для будущей кофейни – на это ушло около двух месяцев.  На регистрацию предприятия и получение нужных разрешений для ведения ресторанного бизнеса удалось потратить  всего за месяц. Прибыль кофейня Dobro&Dobro начала приносить довольно быстро – проект окупился за несколько месяцев.

Взвесив все "за" и "против", было решено начинать продавать франшизу. Яровые еще до объявления о старте франчайзинговой деятельности неоднократно получали предложения о сотрудничестве от других украинцев, проживающих в Польше. Инна и Олег прописали алгоритм открытия точки, разработали стандарты работы Dobro&Dobro, которых сегодня уже более 20. Также супруги определили и целевую аудиторию для франшизы – это украинцы, которые, переехав в Польшу, хотят начать собственный бизнес.

Второе заведение Dobro&Dobro Espresso Bar открылось в апреле 2018 года в Люблине. Франчайзи – тоже супружеская пара из Украины. Яровые сопровождали франчайзи на всех этапах запуска кофейни и сейчас продолжают ездить в Люблин, чтобы помогать владельцам заведения, почти каждую неделю. Также в этом году Dobro&Dobro отроется по франшизе и в другом польском городе – во Вроцлаве, и сами собственники готовятся к открытию еще одного заведения в Варшаве.

Предложения о покупке франшизы поступают не только из Польши. "С нами связывались люди даже из Германии и Испании, – говорит Инна. – Но мы с Олегом сейчас понимаем, что не готовы к сопровождению открытия точек за границей Польши – нужно сначала здесь наладить все процессы, а потом уже выходить на новые рынки".

 

Cintapunto

На фото: Андрей Бычковский. Источник: the-village.ru

Cintapunto – компания по производству и реализации контрольных браслетов, а также сувенирной продукции в Европе. Для Украины и стран СНГ торговая марка известна под названием "Ленточка", и в прошлом году ей исполнилось 10 лет. Основатели бренда – Андрей Бычковский и Максим Янкович. Задолго до создания собственного бизнеса они работали диждеями и выступали на разных мероприятиях.

Андрей и Максим познакомились на одной из вечеринок в Житомире, а позже стали выступать вместе. Друзей волновала проблема того, что посетителей в клубе было всегда больше, чем количество проданных билетов. Поиск решений привели к появлению идеи собственных контрольных браслетов. Так в 2007 году появился бренд "Ленточка". В течение следующих трех лет компания стала лидером по поставке браслетов в ночные клубы Украины, и в 2010 году учредители запустили собственное производство в Житомире. В настоящее время фабрика продолжает функционировать, обеспечивая продукцией Европу, Украину и страны СНГ. Когда "Ленточка" закрепила себя как главный поставщик контрольных браслетов в Украине, предприниматели решили попытать счастья заграницей.

Андрей Бычковский переехал в Варшаву в 2013 году и сразу понял, насколько неверно утверждение о схожести между Украиной и Польшей.  Он быстро убедился, что на новом месте не работала ни одна из привычных для Украины стратегий ведения бизнеса, и ему пришлось начинать все сначала. "У меня было заблуждение, что Польша и Украина – это два братских народа, с одинаковым менталитетом и очень похожими языками. На самом деле это не так. Польша – это абсолютно другой мир, хоть мы и находимся недалеко друг от друга", – говорит Андрей.

На польский рынок компания вышла под именем Cintapunto. Первым делом учредители занялись разработкой сайта и запустили таргетированную рекламу. Андрей потратил три года на сбор статистики с помощью GoogleAdWords и других инструментов. Первые продажи шли сложно, так как клиенты предпочитали постоянного поставщика новому, несмотря на выгодные условия, которые предлагала Cintapunto. С 2016 года у компании начался постепенный рост, тогда годовой оборот составил €50000. Следующий год для Cintapunto был намного успешнее. К бренду постепенно пришла популярность, на него стали обращать внимание крупные клиенты. С начала своего существования Cintapunto сотрудничала с DB Deutsche Bahn, Knauf, Unisef, DHL, Frisco, Arkk Copenhagen, YSL и Mercedes.

В Польше Cintapunto позиционирует себя как польская компания. Бычковский отмечает, что это отдельное общество с ограниченной ответственностью, которое не имеет связи с украинским представительством, кроме того, что некоторые поставки осуществляются с житомирской фабрики. Основная продукция Cintapunto – контрольные браслеты, которые бывают нескольких типов: бумажные и тканевые. Некоторые компании, как, например, Yves Saint Laurent, делают заказ на тканевые браслеты, которые производятся на фабрике Cintapunto под Варшавой. Простые бумажные браслеты производят в Житомире, затем поставляются в Польшу, где позже проходят таможенное оформление в Варшаве. По словам Бычковского,  очень удобно держать производство в Украине и при этом вести торговлю в Европе с большой маржой. В его планах открыть офисы в Испании, Германии и Франции.

После пяти лет жизни в Польше Андрей уверен, что условия ведения бизнеса в этой стране более благоприятные, чем в Украине. "В Польше все способствует тому, чтобы предприниматели работали и честно платили налоги. Поляки устанавливают доверительные отношения с бизнесом, и мне это очень нравится".

 Авторы: Дарья Янченко, Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.