Нарушение авторского права в Украине на примере IKEA

18.06.2018
7106

kiev.uanta.me

IKEA не так давно официально заявила о выходе в Украину. Однако в больших городах не редко можно встретить вывеску шведского ритейлера. Посол Швеции Мартин Хагстрем в интервью локальному СМИ отметил, что IKEA обеспокоена незаконным использованием ее торговой марки. С такой проблемой сталкиваются и другие мировые бренды: Michelin, Chanel, Victoria’s Secret и даже Google. И не только в офлайне, но и онлайне, когда регистрируют домен в стране или используют такие легальные инструменты рекламы, как AdWords от Google, забивая в качестве тегов названия именитых брендов. Retailers разбирался, почему IKEA только сейчас обеспокоилась незаконным использованием торговой марки, а также вникал, как устроено законодательство Украины в сфере патентного права.


Компания Inter IKEA SystemsB.V. зарегистрировала в Украине одноименный бренд еще в 1994 году, говорит директор компании IPStyle Patent Law company Мария Ортынская. Но с того времени не было ни одного случая (по крайней мере, в публичную плоскость информация не попадала), чтобы компания отстаивала в суде свои права на торговую марку. А за это время много предприимчивых украинцев открыли как кирпичные магазины, так и онлайн под названием Ikea. К примеру, в прошлом году в Киеве возле ст.м. Харьковская весел билборд с рекламой магазина IKEA, который работает в нескольких сотнях метров. Или магазин напротив бывшего завода "Большевик" по ул. В.Гетьмана. Юристы отмечают, что сейчас в основном мебель привозят из соседней Польши или Чехии, а до аннексии Крыма и военных действий на востоке страны в списке стран была и Россия. На различных форумах пользователи, проживающие за рубежом, предлагают услуги по закупке и поставке больших партий товара IKEA в Украину из Дании и Германии.

В Украине, как и в мире, в фокусе нарушений, прежде всего, всемирно известные бренды, в том числе бренды сегмента luxury: парфюмерия, одежда, часы, спортивные бренды с высокой мировой репутацией, рассказывает партнер юридической фирмы "Арцингер" Екатерина Олейник. "Причем формы нарушений прав и недобросовестной  конкуренции абсолютно разнообразны: от классических подделок с печально известного одесского рынка "7-й километр" до имитации и паразитирования на репутации и известности мировых брендов", – добавляет эксперт. Имитировать могут название, оформление, цветовую гамму, дизайн оригинального товара до высокой степени смешения. К примеру, очень часто в точках продаж шаурмы можно увидеть торговый знак McDonald’s, только с перевернутой буквой М, отмечал ранее управляющий партнер патентно-юридического агентства "Дубинский и Ошарова" Михаил Дубинский.Такие товары-имитаторы в мире известны как lookalikeproducts

Отдельным видом нарушения, которым вовсю пользуются недобросовестные предприниматели, является незаконное использование брендов в интернете: как в доменных именах, так и на веб-сайтах. "Более того, такие недобросовестные дельцы еще и используют легальные инструменты рекламы как AdWords от Google, забивая в качестве тегов названия именитых брендов. Так за счет чужой деловой репутации они повышают себе трафик и место в результате поисковых запросов", – отмечает Екатерина Олейник.  Она добавляет, что Michelin, Chanel, Victoria’s Secret, даже Google стоят в ряду компаний, которым пришлось отстаивать свои права в результате использования брендов на сайтах, которые не имели ни малейшего отношения к компании.

Защити себя сам

"Право интеллектуальной собственности – это частное право, поэтому сам владелец прав должен отслеживать его возможное нарушение и предпринимать соответствующие действия для предупреждения и пресечения таких ситуаций", – говорит адвокат фирмы и патентный поверенный, директор Украинского альянса по борьбе с подделками и пиратством Александр Пахаренко. Он предполагает, что Ikea не предпринимала никаких действий по защите своего бренда, так как не планировала выход на украинский рынок до недавнего времени.

Мария  Ортынская считает, что для каждого бизнеса существует ряд причин, по которым владельцы торговых марок могут не запрещать использовать свое название. "Для компании может нести выгоду тот факт, что другие лица покупают за рубежом их оригинальную продукцию и продают в Украине. Более того, в Украине действует международный принцип исчерпания прав, что означает, что владелец ТМ не может запрещать ввоз в Украину оригинальной продукции". При этом, по словам Марии, нужно учитывать следующие моменты:

Использование контрафактного товара. Часто компания может не догадываться о существовании такого товара, либо, оценив усилия, потраченные на борьбу с контрафактом и перспективность результата такой борьбы, компания может решить, что возможный итог не стоит затраченных усилий.

Использование ТМ в домене и на сайте является также нарушением прав на торговые марки.

У некоторых иностранных компаний получилось успешно защитить свои права на торговую марку. Мария Ортынская приводит в пример ситуацию с брендом блокнотов Moleskine, когда представителю удалось через суд запретить использовать обозначение Moleskine в доменном имени moleskine.kiev.ua. Иск о защите прав своего бренда несколько лет назад так же подала компания DiageoScotlandLimited, производитель алкогольной продукции Captain Morgan. Согласно решению суда, Симферопольский вино-коньячный завод был обязан прекратить нарушение прав, в том числе, использовать название Captain Morgan на этикетках своей алкогольной продукции.

Автор: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.