Наши за рубежом: как украинские компании развивают бизнес за границей при помощи франчайзинга

08.06.2018
5347

crystals.ru

С началом военных действий в Украине франчайзинг стал одним из способов бизнес-иммиграции, говорят в Ассоциации франчайзинга. Чуть более 30 украинских компаний продали свою франшизу за рубеж. Самые успешные смогли развить сеть до 170 торговых точек. Отечественные игроки рассказали, какие основные сложности возникают при выходе за рубеж и что нужно для успешного развития за пределами страны.


За последние четыре года продавать франшизу за пределы Украины начали компании из новых сегментов. Если изначально за рубеж выходили компании, работающие в отрасли питания пиццерии, кафе, блинные, то на сегодня к ним прибавились и услуги для потребителей, например парикмахерские, хостелы, говорит глава Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос.

Собственницы бьюти-корнера G.Bar продали первую франшизу за рубеж  в Россию  в январе 2017 года.  После этого G.Bar открылся в Казахстане, в Киргизстане и в Словакии.  Сеть парикмахерских салонов "Экспресс-стрижка" выбрала первым зарубежным рынком Польшу. "Там, точно также как и в Украине, мы сначала открыли собственный офис, затем открыли несколько салонов, отработали все бизнес-процессы и уже после этого приступили к продаже франшизы", —рассказывает директор по развитию парикмахерских салонов "Экспресс-стрижка" Александр Дзус.

По данным консалтинговой компании Franchise Group, больше всего франшизу украинских компаний покупают в Польше, Словении, Венгрии и Казахстане. Также активно локальные игроки выходят в страны бывшего СССР и в страны восточной Европы. "Украинские франшизы ведут переговоры с предпринимателями и более удаленных стран – США, Китай, Япония, ОАЭ, Шри-Ланка и многими другими. Но не всегда эти переговоры заканчиваются чем-то успешным, хотя есть примеры одиночных открытий",  делится Андрей Кривонос. К примеру, в США открылся G.Bar .

Продажа франшиз на европейские рынки более выгодна, чем в страны СНГ. Стоимость вступительного взноса франшизы "Экспресс-стрижка" в Украине составляет $1 000, в России и Казахстане  чуть больше $3 000, а в Европе $5 000. "Суммарная стоимость запуска проекта в Украине составляет порядка $8 000 -9 000. В Польше это цифра в 3 раза больше, но и результаты работы там куда-более интересней", ꟷ добавляет Александр Дзус. Соосновательница G.Bar  Лера Бородина отмечает, что их европейский филиал показал хороший рост с первого месяца работы. "Европа была для нас экспериментальным рынком, но открытие G.Bar  в Братиславе определило часть будущей стратегии. Теперь мы однозначно будем активнее и быстрее развиваться в странах Восточной Европы", — рассказывает Бородина.

"Голубым океаном" для ресторанов является Минск, рассказывает директор по франчайзингу Salateira Максим Пручай. "Сейчас там практически отсутствуют конкуренты в нашем сегменте fast-healthy. В Белоруссии подобрать локацию для ресторана проще", — отмечает он, добавив, что в Минске сейчас строительный бум торгово-развлекательных центров, что влияет на рост запрос по открытию ресторанов.

Фото: club-franshiz.ru

Особенности выхода за рубеж

По данным Ассоциации франчайзинга, чуть более 30 украинских компаний продали свою франшизу за рубеж. Следует отметить двух украинских лидеров в экспансии за рубеж — это компания "Экспресс-стрижка", у которой более 110 заведений, а также Burger Club с 170 салонами в 5 странах мира. Другие данные приводит основатель Franchise Group Мирослава Козачук. По ее данным, франшизу за рубеж продали 10 компаний из 360 (которые продают франшизу). Обновлено// Наибольшее количество франчайзинговых точек за пределами страны у Salateira (3), Freshline (2), G.Bar (7), "Винахідник" (2), Indigo (3), "Семья ресторанов Дмитрия Борисова" (3), подсчитали в Franchise Group.//

Для среднего формата бизнеса франчайзинг — наиболее эффективная модель развития, конечно, если сети оказывается сильная поддержка со стороны центрального офиса, говорит начальник отдела развития сети ресторанов Burger Club Ирина Верютина. Максим Пручай добавляет, что открывать ресторан в незнакомой стране всегда проще с людьми, которые давно знают местный рынок, плюс затраты на развитие сети в разы меньше.

Поиск партнеров имеет свою специфику для различных сегментов бизнеса, а также рынков. "Лучший канал для привлечения партнеров ꟷ рестораны Salateira, которые они посещают", — подчеркивает Пручай. В "Экспресс-стрижке" используют каталоги франшиз, рекламу на точках, работают с брокерами и консультантами, на выставках и т.д. "В Украине эффективней всего оказалась реклама на точках, в Польше хорошо работает выставка франшиз", — добавляет Дзус. По словам Леры Бородиной, главный офис компании G.Bar в Киеве сотрудничает с рядом стратегических партнеров, среди которых Lancôme, M.A.C., Martini, L’Oreal и др. "Помимо них, в каждом из франчайзинговых городов есть свои ситуативные партнеры", — добавляет она. Burger Club  партнеры находят через официальный сайт компании и через специализированные ресурсы, на которых размещены предложения сети.

Рынок украинских франшиз не достаточно насыщен качественными и технологичными франшизами, которые могут конкурировать на мировом рынке, говорит Мирослава Козачук. "В основном франшизу покупают украинцы, которые переехали. Очень редко действующими франчайзи стают коренные жители страны, куда она продаётся. Им намного проще взять нашу бизнес-модель и приучить к этому продукту аудиторию, чем наоборот", ꟷ говорит эксперт, добавив, что франчайзеры, которые продают франшизу за рубеж, более лояльны по ценовой политике входа, так как заинтересованы в выходе на другие рынки.

Основные сложности при выходе на другие рынки:

G.Bar: другой менталитет, недостаточная осведомленность о бренде, а также привычки аудитории к определенным бьюти-услугам. Чтобы избежать трудностей, в этом направлении проводится детальный PR и маркетинг-анализ перед выходом бренда на рынок.

Burger Club: выходя на внешние рынки, необходимо учитывать ментальные, культурные и религиозные особенности регионов, немного адаптировать меню и подходы к его реализации.

Salateira: возникает сложность с тем, чтобы отслеживать, как партнер соблюдает стандарты сети. Поэтому при выборе франчайзи важно понимать для себя, насколько он надежен.

"Винахідник": сеть планирует выход на рынки Европы. Основная трудность — это язык, на котором будут работать партнёры сети. Вопрос перевода методик наверное, главный вопрос, который стопорил запуск франшизы в Европе.

Автор: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.