Виктор Корсак, VolWest Group: «Мамонты» ритейла вымрут

21.02.2018
5661

Розничный рынок Украины проскочит разрыв развития, как это было в Азии, и выйдет на уровень развития рынков Европы и США. О том, как не стать на рынке ритейла «мамонтом», какие технологии можно применить, чтобы выделяться на фоне других, и какие сейчас тенденции на мировом рынке ритейла, рассказал учредитель компании VolWest Group (развивает сети «Наш Край» и Spar) Виктор Корсак на конференции Modern Retail Forum, которая прошла вчера в Киеве. Полную версию выступления можно посмотреть здесь.

Пять теорий, которые поясняют, как двигается торговля. 

1. Колесо розничной торговли. Каждая сеть, которая выходит на рынок, начинает с низких цен и узкого ассортимента. На каком-то этапе развития сеть расширяет ассортимент и поднимает цены. Потом цикл повторяется. Что появляется на рынке — это многоканальность, трансформация дискаунтеров. 

Это четко видно на примере «АТБ-маркет». Начинали они работать как дискаунтер, сейчас же расширяют ассортимент. И на рынок, согласно этой теории, заходит другой игрок, который снова предлагает низкие цены и низкий ассортимент и занимает нишу АТБ. Такой, как сеть «Торба», например. 

2. Аккордеон. На рынке происходит постоянная смена специализации и дифференциации. Рынок то концентрируется на определенном сегменте, то предоставляет услуги широкому кругу потребителей. 

Сегодня у Amazon самый широкий ассортимент среди ритейлеров. Следующий виток — это тотальная кастомизация (индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей. — Ред.). 

3. Эволюционная теория. Организации практически не изменяются и становятся закостенелыми, как мамонты. Когда идут инновации, эти мамонты вымирают, и остаются те, кто смог внедрить инновации.

Отметим, что в прошлом году в США обанкротилась крупнейшая сеть детских магазинов Toys R Us, а в начале этого года на том же рынке закрылась одна из старейших розничных сетей Bon-Ton Stores Inc. Эти компании не выдержали конкуренции с онлайн-магазинами, отмечала CNBC.

Мой совет таким мамонтам — кооперация и интеграция с другими игроками. Проще говоря, подружиться с тем, кто выживет. Если рынок консолидирован на 40%, вероятность того, что произойдет интеграция, составляет 80%. То есть сейчас на рынке как раз момент для интеграции.

4. Правило трех. Компании, у которых доля рынка: 

  • до 1% — неэффективны, потому что не имеют эффекта масштаба;
  • 1–5% — работают оптимально, но не наилучшие;
  • 5–10% — снова неэффективны. Операционные затраты растут, но эффект масштаба большой компании еще не наступил;
  • более 10% — эффективны и наилучшие. 

Так вот, последних должно быть три на рынке. 

5. Теория конфликта. Основа развития — это конфликт за ресурс, который и порождает все инновации. 

Современные тренды розничной торговли 

CRM-интеграции. Amazon купил Whoole Foods, а Wall Mart начал работать с GoogleExpress и приобрел еще 5 больших интернет-магазинов. 

Очень серьезный тренд в мире — рост популярности минимаркетов, магазинов формата «у дома». В Китае очень популярны коробки. Пять локальных сетей в этом году планируют открыть 100 000 коробок, а в следующем — 1 млн. Эти коробки можно легко перемещать, плюс автоматизация процесса. Если продажи не пошли, переместил коробку в другое место. 

В Европе 60% покупателей ежедневно приобретают в магазинах продукцию собственного производства ритейла. На брендах уже никто не зарабатывает в мире. 

Унификация процессов. К примеру, в рознице это стимулирует ритейлеров готовить выпечку не в торговых залах, а на одном большом предприятии. Мы тоже открываем такое же производство, потому что нет пекарей. Все, кто умеет выпекать, уехали в Польшу. Помимо этого, выдерживается качество продукции.



Еще пример унификации - это фабрика-кухня (массовая вещь во всем мире). Там находится кондитерская, кулинария, мясо, су-вид (готовка в вакууме - ред.) и с одной производственной площадки все направляется в магазины. 

food-to-go. Наша компания их уже везде ставит. Они дают существенный рост в чеках и инвестиции отбиваются в течение полугода. 

Салат-бары. Мы уже их тестируем. Людям нравится. 

Расширение ассортимента за счет нетепичных категорий товаров, например, лекарства, электронника, одежда, сезонные товары и т.д.

 Иновации

Две вещи, которые приводят к появлению инноваций. Первая - разрыв между потребностями потребителя и тем, что предлагает рынок. Вторая - излишек ресурсов у компании.

 

Последствия не применения инноваций - вас не будет на рынке.

Причина провалов инноваций - рынок не готов к той инновации с которой вы вышли или наоборот, ваша инновация уже не актуальна.

Записал Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.