«Пусть все назовут твою идею безумной… просто продолжай двигаться» Как Фил Найт создал Nike

27.01.2018
4139

Эксмо

Корреспонденты Retailers будут читать книги о предпринимателях, и рассказывать, чем они помогут читателям. Первой стала книга «Продавец обуви» Фила Найта, предоставленная интернет-магазином kniga.biz.ua. Бизнес Найта начался с безумной любви к бегу и $1 000.

С первых страниц понимаешь, что Фил Найт – фанат бега. Он начинает книгу с описания своих ощущений во время пробежки. А если твое хобби приносит столько удовольствия и ты действительно в это веришь, его реально превратить в бизнес. «Это была не продажа. Я верил, что если люди будут выходить из дома и пробегать каждый день по несколько миль, мир станет лучше… Люди, чувствуя мою веру, хотели приобрести ее часть для себя», – пишет Найт.

По выходным он продавал кроссовки в Калифорнии, хитро придумав летать туда бесплатно на транспортнике ВВС, надев военную форму. Открыть магазин он не мог, так как на все деньги покупал товар на продажу, поэтому приходилось продавать кроссовки прямо на соревнованиях – тренерам, спортсменам и болельщикам. Он отправлял заказы по почте, и делал замеры размера кроссовки в своем доме всем желающим.   

           

Фото: Фил Найт в молодости. Источник: hotnewhiphop.com

На протяжении всей книги Найт пользуется одним и тем же принципом: если у тебя чего-то нет, ври что есть. Так, при первой встрече со своими японскими партнерами, делавшими ему кроссовки на своей фабрике, он сказал что работает в «Блю Риббонс». Компанию он выдумал на ходу, вспомнив голубые ленты от наград в беге, которые висели на стене. Потом, когда японцы хотели разорвать контракт, он рассказал, как хорошо работает его новый филиал. Как вы догадываетесь, филиала тогда даже не было в планах. Но ложь убедила японцев дать Найту контракт на три года.

Да, в книге можно поучиться тому, как вести бизнес с японцами. Во-первых, они не любят, когда им что-то навязывают, поэтому убедить их в чем-то трудно. При этом в Японии существует культура уклончивости: потенциальные партнеры не скажут тебе в лицо, что они думают о твоем бизнесе. Но его это не волновало, потому что на любой конфликт Найт быстро умеет придумать новую стратегию действий. Если конфликта с  партнерами не избежать, так тому и быть и не стоит оглядываться назад. Когда японские партнеры решили, что можно разорвать контракт с Найтом и таким образом поглотить его миллионный бизнес, он начал быстро искал новые фабрики и продумывать план разработки нового бренда. Благодаря новой стратегии, появился «Найк».

Несмотря на такие серьезные проблемы, Найт описывает мелкие и даже смешные неурядицы. Бизнес может приносить миллионные продажи, а денег на нормальный офис у компании не будет.«Мы не смогли позволить себе застеклить разбитые окна, поэтому в действительно холодные дни мы просто работали в свитерах», – пишет Найт.

Наравне с Найтом в книге рассказываются истории его сотрудников. О них можно было бы написать отдельные биографии, так как они были такими же обувными фанатиками, как и сам Найт, и работали в «Найк» всю жизнь. Например, его сотрудник Джеф Джонсон составлял карточки на всех своих клиентов с персональной информацией, размером обуви и личными предпочтениями, посылал им поздравительные открытки, поздравлял с участием в каких-то соревнованиях, сочувствовал спортивной травме. А первую розничную точку он превратил «в Мекку, в святая святых занимающихся бегом». Таким был и бывший тренер Найта Билл Бауэрман, и по совместительству партнер компании. Он как вечный изобретатель, не переставал предлагать новые модели и детали кроссовок, которые могли бы упростить и ускорить бег спортсмена. Стараниями Бауэрмана появилась известная вафельная подошва на кроссовках «Найк», а вдохновила его на это вафельница жены за завтраком.

  

Фото: Билл Бауэрман. Источник: news.nike.com 

Именно Бауэрман популяризировал идею, чтобы «Найк» стали кроссовками не только для спортсменов, но и для простых любителей бега и заменили другую обувь в их повседневной жизни. Он хотел доказать широкой аудитории, что спортсменами не становятся только элитные олимпийцы, но и обычные люди, любящие бегать. Как он сам, как Фил Найт.

Примечательно, что до конца своего управления с Найтом в компании работал и его знакомый Вуделл, бывший спортсмен, ставший инвалидом. Не имея возможности передвигаться на ногах, он фанатично продавал кроссовки, которые помогали другим двигаться быстрее. 

Чем поможет эта книга. Книга не дает никакой четкой инструкции к действиям. Но она вдохновляет на то, что хобби может стать делом всей жизни. Вокруг таких людей с безумной идеей собираются единомышленники, которые потом становятся хорошими сотрудниками. Смена партнеров и банков тоже не страшна, если вы не будете останавливаться и совершенствовать свой продукт.  

Оценка книги: 10 из 10. В книге есть и безумная мечта, и фанатичная команда, и судебные разбирательства с партнерами, детали которых держат до последней страницы. 

Книга предоставлена интернет-магазином kniga.biz.ua 

 Автор: Валерия Дорош. 

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.