Как развивается SPAR в Харьковском регионе. Интервью с собственником сети SPAR в Харькове Максимом Удовиченко

18.12.2017
6666

 

Максим Удовиченко — собственник сети SPAR в Харькове. Он открыл первый магазин голландской компании в 2008-м на правах субфранчайзи. Лицензия на франшизу на территории Украины переходила разным компаниям и сейчас принадлежит луцкой Volwest Group. Тем не менее Максим Удовиченко продолжает развивать бренд в Харькове. Он не стремится занять как можно большую долю рынка и открыть максимальное число магазинов. Его предложение нишевое, не для всех

— Сколько лет вы работаете под вывеской SPAR?

— SPAR — это голландская компания, образованная в 1932 году единомышленниками, являющимися в то же время собственниками небольших розничных продуктовых магазинов. Это меня и привлекло. В 2008 году мы открыли свой первый магазин под торговой вывеской SPAR. На сегодня у нас четыре супермаркета в Харьковском регионе.

— Какова история развития бренда в Украине?

— SPAR в Украине развивался довольно сложно и неоднозначно. В разные периоды было несколько держателей лицензий. Когда я пришел к франшизе SPAR, то лицензия принадлежала франчайзеру из Черкасс. Там же был главный офис, и на тот момент их бизнес развивался достаточно успешно. Было открыто около 10 собственных магазинов под вывеской SPAR, а также у них был субфранчайзи в г. Луганске.

Но кризис 2008 года не дал им развиваться дальше, и они перестали заниматься бизнесом SPAR. Максимальное количество магазинов Spar в середине 2009 года доходило до 50 штук. В 2009-м появилась киевско-днепропетровская компания, которая совместно с Луганской приобрела лицензию Spar для Украины. Я продолжал быть субфранчайзи.

В очередной кризис 2014 года собственник киевских и днепропетровских магазинов решил не развивать розничный бизнес. В это же время, к сожалению, количество магазинов значительно сократилось. И SPAR остался только в Харьковском и Луганском регионах. В дальнейшем военные действия на востоке Украины отделили часть магазинов на оккупированной территории от «SPAR-Украина».

— Как вы сейчас представляете SPAR?

— В начале 2017 года лицензию на развитие Spar в Украине приобрела Volwest Group (г. Луцк). Также эта компания владеет и управляет брендом «Наш Край». По условиям франчайзингового договора, они занимаются развитием SPAR на всей территории Украины. Я представляю SPAR в Харьковской области как субфранчайзи. Мы договорились работать таким образом, чтобы не мешать друг другу. По соглашению с материнской компанией, я оплачиваю взносы за эту территорию. За всю остальную территорию оплачивает Volwest.

— Какая форма расчетов за лицензию?

— Если говорить в общем, то можно оплачивать взносы двумя способами: либо от объема продаж, либо от торговой площади. Это зависит от формы налогообложения франчайзи. У меня, как у партнера, который более 9 лет работает со SPAR-International, особые условия. Наша компания осуществляет оплату за весь Харьковский регион.

— Почему, несмотря на все трудности, вы остаетесь со SPAR?

— Девиз SPAR — мы все выигрываем от сотрудничества. И посещая международные конференции SPAR, я прочувствовал, понял и ощутил это единство.

— В чем особенность работы с брендом SPAR?

— Это возможность как самому делиться опытом, так и получать советы от ритейлеров, которые занимаются бизнесом 50, и даже 100 лет. Все делается абсолютно открыто, никто не скрывает никаких показателей. После таких встреч зачастую появляется прекрасная возможность применять инновации и опыт ведущих партнеров SPAR на территории своей страны.

— Вы можете общаться только на конференциях, или можно в любой момент задать и получить ответ на свой вопрос?

— Возможностей на самом деле много. Зачастую встречи, которые проходят в неформальной обстановке, завершаются для участников группы из разных стран подписанием многомиллиардных контрактов. Совершаются сделки на огромные суммы среди единомышленников, которые производят товары private label Spar в разных странах.

В главном офисе SPAR как начинающий, так и опытный франчайзи может обсудить дизайн-проекты магазинов, одновременно получить готовый проект, чтобы новый магазин отвечал современной концепции развития магазиностроения. За этим опытом SPAR ездит по всему миру, берет самый лучший опыт мировых ритейлеров и применяет его в каждой локальной стране.

— Вывеска SPAR привлекает украинских потребителей?

— Скажем так: когда мы открылись 1998 году, очень мало людей понимало, что такое SPAR. Кроме названия SPAR, на вывеске не было указано ни слово «продукты», ни супермаркет, ничего такого. Более двух лет мы объясняли, что такое SPAR. В то же время были люди, которые видели бренд SPAR в Европе и приходили к нам с огромным доверием и позитивом, потому что смогли приобретать товары, знакомые им по европейским супермаркетам.

— Вы выиграли от того, что являетесь международным брендом, в результате кризиса?

— Мы ориентируемся на «средний» и «средний +» сегмент покупателей. Наши клиенты не пересекаются с дискаунтерами, и мы стараемся предлагать дополнительные сервисы, удобства для них, а не только минимальные цены. Ведь зачастую такая цена идет во вред качеству товара, она не может гарантировать свежесть и соответствие санитарным нормам. Мы не предлагаем общедоступные марки в низком ценовом сегменте. Думаю, от этого наши клиенты только выиграли.

— Какие у вас дополнительные сервисы?

— Начнем с того, что все магазины работают круглосуточно. Если взять последний открытый магазин, то мы добавили зону экспресс-кафе. Разработали систему бизнес-ланчей, когда посетитель может покушать на территории магазина. Реализуем возможность доставки товаров, которые потребитель непосредственно видел в Европе. Стараемся находить те украинские продукты, которые потребитель не сможет встретить в линейках других супермаркетов.

— Какая у вас доля собственных марок?

— На сегодняшний день эта доля незначительная. Сейчас завозим товары private label совместно со «SPAR-Украина». Категория СТМ достаточно хорошо работает, когда есть сеть магазинов. В лучшие времена эта доля доходила до 20%. Тогда было выгодно заказывать товары под собственной маркой или импортировать под брендом SPAR.

— Есть ли у вас программа лояльности?

— Работает дисконтная программа «SPAR-Украина». Она накопительная: чем больше покупатель делает покупок, тем больше у него скидка. Думаем о замене на бонусную программу, но окончательное решение пока не принято.

— Какой средний чек в вашей сети?

— Величина среднего чека не всегда отражает объективную картину, поскольку связана с форматом магазина. И это может быть как вечерняя комплексная покупка на всю семью, так и кофе с круассаном ранним утром. И это будут два абсолютно разных чека.

— Каков формат ваших магазинов?

— У нас магазины расположены в центре города в формате «у дома». Самый большой магазин — 500 кв. м.

— В чем особенность харьковского ритейла? В городе до сих пор присутствует большая доля региональных ритейлеров.

— Я думаю, в какой-то момент местные власти не приветствовали вхождение сетевых игроков на рынок Харькова. Именно тогда наши сети очень сильно и качественно развились как супермаркеты с очень современными форматами. И уже когда на рынок стали выходить крупные сети и пытались открывать среднестатистический супермаркет, то избалованные харьковчане относились к ним скептически. В Харькове между игроками колоссальный уровень конкуренции.

— От каких факторов будет зависеть развитие вашей сети?

— Мы выходим из позиции локации. Ориентируемся не на арендуемые помещения, а на собственные. Это значит, что мы не открываем магазины ради количества магазинов в сети, когда из десяти два успешные, а остальные убыточные. Нужно найти идеальное место, с одной стороны, и создать идеальную среду и интерьер внутри магазина — с другой. Иными словами, придумать ему интересный индивидуальный дизайн. Это и будет 100% успешный магазин. В наших планах —открывать 1–2 магазина в год.

— Сколько стоит открыть магазин вашего формата?

— Стоимость сильно зависит от состояния помещения магазина. Наш новый магазин расположен на ул. Культуры, 15. Мы реконструировали его из банковского помещения. Это заняло около года. На самом деле строительство современного супермаркета — удовольствие недешевое. Поэтому мы привлекаем кредитные средства. Мы инвестировали в современное инженерное и техническое оснащение магазина, разработали и произвели торговое оборудование по авторским эскизам. Согласно нашей концепции, у нас нет одинаковых магазинов. Каждый магазин — это своя аура, свой дизайн и своя концепция.

— Что, по вашему мнению, ожидает рынок продуктового ритейла в ближайшее время?

— Кардинальных изменений я не предвижу, если не будет курсовых потрясений. Вижу только усиление конкуренции. Скорее всего, локальные сети на протяжении трех-пяти лет будут поглощаться. Как показывает практика, зачастую в европейских странах не более пяти крупных торговых сетей, а у нас их около 50. Это много. При дальнейшем развитии Украины к нам будут заходить инвесторы и приобретать сети. Локальные, скорее всего, будут продаваться. И через какое-то время мы придем к европейскому опыту. При этом небольшие сети удобных магазинов SPAR в Европе сохраняются у первоначальных собственников многие десятки лет. Поэтому и я надеюсь на лучшее.

Для «SPAR Харьков» я вижу преимущества в том, что мы знаем практически каждого покупателя в лицо. Знаем потребности каждого района города: где покупают больше мяса, где — молочных продуктов, где — овощей и фруктов. И мы практически мгновенно реагируем на изменение спроса. Крупные компании не могут так быстро и качественно реагировать на изменения локальных рынков. И для нас основная задача — создать приятную среду для совершения покупок, а бизнес уже как дополнение к удачному проекту. Зачастую бывает наоборот.

— Почему не развиваете онлайн?

— Мы работаем над этим проектом. Но пока еще доля продаж продуктов в интернете крайне низка. Было много подходов разных ритейлеров к этому бизнесу, но нельзя их назвать на 100% успешными. В каком-то ближайшем будущем это, безусловно, станет важным фактором, и этим действительно стоит заниматься уже сейчас.

Автор: Александр Шокун

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.