Как большим компаниям получить выгоду от бума стартапов?

24.07.2017
2329

Startups Nepal

Когда речь идет о прорыве в бизнесе посредством внедрения инноваций, считается, что будущее за стартапами. По сравнению с корпоративными гигантами, стартапы проворны и гибки. Такая «культура стартапа» необходима для создания прорывных продуктов и услуг. Мы видели, как несколько крупных компаний, таких как Blockbuster, вытесняются амбициозными выскочками наподобие Netflix. Рост компаний Dropbox, Airbnb и Uber был феноменальным. Но действительно ли будущее бизнеса за стартапами?

История требует изменений

Поскольку ход истории цикличный, иногда полезно заглянуть в прошлое — дальше последних двух десятилетий. Основные технологии, которые мы используем сегодня, были разработаны в научно-исследовательских лабораториях крупных корпораций, таких как PARC компании Xerox и Bell Labs компании AT&T. Эта тенденция продолжается и сегодня: 90% из 20 крупнейших глобальных исследований по методике разработки новых технологий проводят в крупных компаниях, таких как Amazon, Intel, Ford, Johnson & Johnson, Cisco и Roche.

Методику разработки технологий по-прежнему необходимо сочетать с осуществимыми бизнес-моделями для достижения коммерческого успеха. Это не односторонняя формула. Методика все еще остается ключевым элементом формулы инноваций. Без прорывных технологий хорошо продуманные бизнес-модели сами по себе не могут быть успешными.

Большинство стартапов, как правило, в течение последних двух десятилетий используют современные технологии, разработанные крупными компаниями, и применяют их к отличным бизнес-моделям (например, Uber, Airbnb, Pinterest). Так происходит во многом потому, что такие компании, как Xerox, упустили возможность использовать собственные технологии. Стартапы должны работать таким образом, потому что у них нет финансовых средств, необходимых для создания собственной функционирующей методики применения технологий. Напротив, крупные компании обычно располагают ресурсами, необходимыми для проведения больших исследований и разработок.

Третья волна

Способность инвестировать в методику разработки дает крупным компаниям преимущество. Мы вступаем в новый век технологий и интернета. В своей последней книге «Третья волна» Стив Кейс идентифицирует три волны интернет-технологий.

  • Волна I (1985–1999): такие компании, как Cisco, IBM, AOL и другие, разрабатывают необходимые базовые технологии для работы в интернете. В основном создавались базовые элементы онлайна, которыми мы пользуемся сегодня.
  • Волна II (2000–2015): экономика приложений и мобильная революция закрепились на рынке. Компании, такие как Amazon, Google, Facebook, Twitter и другие, смогли использовать созданные в первой волне основы, чтобы сформировать отличные продукты и услуги.
  • Волна III (2016–...): интернет будет полностью интегрирован во все, что мы делаем, и в каждый продукт, который мы используем. На экономические сектора, которые до сих пор были незначительно затронуты технологической революцией, — здравоохранение, образование, транспорт и производство продуктов питания, — повлияют вездесущие возможности соединения с интернетом, которые новаторы смогут использовать.

Ключевым фактором является то, что в первой волне потребовалось немало финансовых инвестиций в разработку технологий и строительство инфраструктуры. Кроме того, было необходимо вовлечь большинство таких компаний в дискуссии с правительствами, чтобы внести важные изменения в инфраструктуру бизнеса. Эта пора инноваций требовала глубоких карманов и огромных ресурсов. Вот почему в эту эпоху доминировали крупные компании и венчурный капитал. Напротив, компании второй волны использовали системы, которые в основном находились на прежнем месте, для создания компаний. Таким образом, стоимость создания компании была относительно низкой. Вот почему работа бизнес-акселераторов, делающих небольшие инвестиции в помощь множеству идей, были отличным способом протестировать рынок и выбрать победителей.

Согласно Кейсу, вторая волна достигает максимума и подходит к концу. Мы переходим к третьей волне, которая поразительно похожа на первую. Это связано с тем, что в ней в основном будут использованы продукты и услуги, которые намного дороже создавать и распространять (например, транспортировка и производство продуктов питания). Отрасли промышленности также сильно регулируются правительствами и имеют мощные, хорошо зарекомендовавшие себя компании, которые являются главными на рынке (например, компании, связанные со здравоохранением и образованием). Чтобы добиться успеха в третьей волне, компаниям придется делать крупные финансовые вложения, формировать партнерские отношения с другими компаниями и влиять на государственную политику. 

Эти требования перекликаются с характеристиками крупных компаний. Как мы уже отмечали, у них есть ресурсы для инвестиций в исследования и разработки, необходимые для создания продуктов третьей волны. Крупные компании также имеют силы, знания и связи, чтобы наладить партнерские отношения с другими компаниями и влиять на принятие политических решений. Все эти факторы ставят стартапы, идущие в третью волну, в невыгодное положение. Действительно, многие стартапы FinTech выясняют, что жизнь проще, если вы сотрудничаете с более крупным учреждением, которое уже имеет банковскую лицензию. Конечно, успех для крупных компаний не гарантирован. Даже со своими ресурсами они все равно могут проиграть стартапам, если у них нет хорошо выстроенной внутренней инновационной экосистемы.

Первое правило бойцовского клуба

По словам Алекса Рампелла из Andreessen Horowitz, «битва между каждым стартапом и уже существующей компанией на рынке сводится к тому, получит ли стартап признание и сумеет продать продукт до того, как уже существующая компания внедрит инновации». Во время третьей волны стартапам становится все труднее продавать продукт. Все это время крупные компании во всем мире усиленно работают над тем, чтобы внедрить инновации.

Первое правило бойцовского клуба — не говорите о бойцовском клубе. И тем не менее большинство выступлений на конференциях, посвященных инновациям, которые я когда-либо наблюдал, начинаются с того, что докладчик клевещет на крупную компанию, которая перестала работать. В последнее десятилетие стартаперы обнаглели и начали говорить о таких случаях и о том, как их новые гибкие методы инноваций помогли им быть более оперативными и создавать более качественные, чем у крупных компаний, продукты.

Движение стартапов показало всему миру бизнеса, как успешно они способны работать. Медленно, но верно, крупные компании выясняют, как использовать передовые практики и применять их в контексте своего бизнеса. Стартапы развивают инновации, в то же время борясь с медленной продажей продукта или услуги и отсутствием доступа к большим финансовым ресурсам. 

Когда мы перейдем в третью волну, крупные компании будут иметь преимущество — ресурсы и политическую поддержку. И если они научатся сочетать это со знаниями о том, как внедрить инновации в бизнесе, их будет труднее побороть. Конечно, останутся компании, которые будут работать по-своему. Как и в первой волне, отдельные компании будут сметены ветром перемен. Но если есть стремление и лидерство, то крупные корпорации в конце концов будут самыми лучшими бенефициарами движения стартапов. 

Источник: Forbes.com

Перевод: Валерия Дорош

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.