Сетевые ритейлеры электроники потеряли статус якорных арендаторов

19.04.2017
7799

фото: Виктор Белоусов

Рынок операторов бытовой и электронной техники в Украине меняется. Большинство игроков находятся в поиске нового формата и своего места на рынке. Продавцы электроники перестали формировать необходимый трафик в торговых центрах, а значит, потеряли статус якорных арендаторов

Директор компании UTG Евгения Локтионова на одном из недавних форумов заявила, что магазины электроники уже пять лет не являются для ТРЦ «якорями». Такое утверждение вызвало бурную дискуссию: согласились не все. Тем не менее тенденция очевидна: большинство сетей серьезно урезают площади своих магазинов, покидая таким образом отряд «якорей». Подливают масло в огонь онлайн-магазины, которые так или иначе забирают часть трафика. Тяжелее всего приходится продавцам крупной бытовой техники: люди приходят в магазины за эмоциями, а это могут им дать современные гаджеты и модные девайсы.

Первые звоночки

Как пояснила директор департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина) Наталья Кравец, много лет подряд операторы крупной бытовой техники генерировали большой трафик для ТРЦ. Причем после кризиса 2008 года некоторые ТРЦ практиковали открытие сразу нескольких таких магазинов по соседству, особенно в регионах. Такое размещение предполагало создание большого мощного «якоря» для привлечения покупателей. Последние целенаправленно приходили за бытовой техникой и электроникой, изучали предложения нескольких операторов и однозначно что-то покупали. Даже если в ТЦ размещался только один такой магазин, его площадь составляла более 2 000 кв. м, привлекая большое количество посетителей. Операторы бытовой техники на растущем рынке могли обслуживать в день около 1 000–1 500 покупателей. Они были выгодными арендаторами, поскольку занимали большие по площади и «глубокие» помещения, зачастую на верхних этажах ТЦ.

 Большим ударом для отрасли стало резкое снижение потребительского кредитования. Интерес к крупной бытовой технике упал, а к гаджетам, наоборот, начал расти. Площади стали постепенно уменьшаться, а объемы онлайн-продаж — расти. «В настоящее время операторы электроники потеряли статус якорных арендаторов», — констатирует Наталья Кравец. При этом добавляет, что достойной альтернативы большим магазинам крупной бытовой техники пока так и не нашлось.

Будущее за молодежью?

В роли «якорей» по-прежнему могут выступать только большие магазины. Прежде всего это продуктовые супермаркеты, операторы развлечений и крупные фешен-магазины, такие как Zara, Reserved или NewYorker. «Концентрация операторов, предлагающих широкий выбор одежды или обуви в одном месте, является залогом высокой посещаемости ТРЦ. Именно качественный tenant mix служит главным «якорем» и фактором успешности торговых центров», — поясняет Наталья Кравец.

И все же арендодатели не списывают со счетов магазины электроники и гаджетов. В качестве примера эксперт приводит сеть «Цитрус», которая сегодня активно развивается в формате площадью 400–1 000 кв. м. Магазины этой сети не генерируют такого количества покупателей, как ранее супермаркеты бытовой техники и электроники, но привлекают в ТРЦ активную молодежную аудиторию.

« Ранее основной аудиторией ритейлеров техники и электроники были семьи, сейчас — активные молодые люди, для которых важны гаджеты, социальный статус и стоимость. Например, Comfy первым сделал одинаковую цену на свою продукцию как в офлайне, так и в онлайне. Поскольку эта компания добилась хороших результатов, за ней начали подтягиваться остальные игроки рынка», — отметила Наталья Кравец.

Большинство операторов пересмотрели ассортимент товаров в магазинах, значительно расширив предложение различных электронных устройств, уменьшив число наименований бытовых приборов и добавив новую линейку товаров для передвижения (персональный транспорт). Такой ассортимент позволил магазинам уменьшить площади, ведь для гаджетов и аксессуаров не требуется больше 500–1 000 кв. м. Изменения, конечно, произошли и в самом интерьере: на смену классическим белым стенам и полкам пришли яркие современные дизайнерские решения. «Электронику, в отличие от бытовой техники, можно отнести к товарам импульсного спроса, здесь задействованы эмоции, а значит, дизайн магазинов должен меняться», — объяснила Наталья Кравец.

Новый формат — новая «жизнь»?

Многие операторы электроники стартовали с новыми форматами в ТРЦ Lavina Mall, открывшемся в Киеве в декабре прошлого года: «Эльдорадо», Comfy, «Цитрус», "Алло". 

«ДНК нашего нового магазина формируется на основе самых актуальных трендов — технологии IoT (Internet of Things), экосистем электроники и омниканальности. Мы разместили Shop-in-Shop ключевых лидеров рынка, расширили товарное и сервисное предложение, создали комфортный и стильный с точки зрения дизайна магазин. Многие бизнес-процессы были пересмотрены, а часть из них — полностью обновлены», — рассказал директор по развитию и управлению форматами компании «Алло»Николай Астапов.

По мнению Николая Астапова, для многих ТРЦ вопрос обновления и переформатирования стоит не менее остро, чем для ритейлеров, при этом руководство ТРЦ заинтересовано в сильных игроках рынка электроники.

«Мы видим себя на рынке в роли законодателя тренда и лидера по продаже товаров, которые поддерживают технологию Интернета Вещей (IoT), и сейчас наши усилия направлены на реализацию данного видения», — резюмирует он.

В конце 2016 года компания Comfy запустила проект «Формат 300». Новый формат магазинов сети отличается оригинальной планировкой торгового пространства, центром которого стала виртуальная полка. Магазины включают 350 кв. м торговой площади и 150 кв. м — складской. Уже реформатировано 47 из 79 магазинов сети, до конца года планируется провести реконструкцию еще 12 магазинов. Как утверждают в Comfy, новый формат показал хорошие результаты. В частности, существенно ускорились сроки обслуживания, в том числе выдачи интернет-заказов, увеличились продажи с виртуальной полки. Доля интернет-продаж в структуре продаж компании занимает 10%, а общий прирост объема продаж составил 55% по итогам 2016 года, рассказала операционный директор Comfy Наталья Кутузова.

Все крупные игроки рынка обновляются. В условиях жесткой конкуренции, работая на растущем, но низкомаржинальном рынке, другого выхода попросту нет. 

Автор: Татьяна Хомяк

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.