Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Вадим Золотаревский, Arber Fashion Group: «F'91 станет драйвером развития нашего бизнеса»
Источник фото: пресс-служба Arber Fashion Group
СЕО Arber Group Вадим Золотаревский убежден, что fashion-индустрия — инвестиционно привлекательная отрасль экономики. За прошлый год производство продукции на фабриках компании выросло на 70% по сравнению с позапрошлым и достигло показателя около 1 млн единиц товаров в год. В 2016-м компания открыла 14 магазинов, запустила новый мультибрендовый проект F'91, где представлены украинские бренды. В 2017 году компания планирует открыть минимум 25 новых магазинов сети F'91 форматом от 500 кв. м
— Какие изменения, по вашему мнению, произошли в fashion-ритейле в прошлом году? Ощутили ли вы оживление рынка?
— Существенного оживления на рынке fashion-ритейла, как и ритейла в целом, на мой взгляд, в прошлом году не произошло по ряду объективных макроэкономических факторов. Продолжалась структуризация операторов: самые эффективные из них демонстрировали положительную динамику, менее системные ритейлеры столкнулись с рядом проблем — спадом продаж, закрытием торговых точек, снижением прибыльности и т. д. Кроме того, ползучая девальвация потихоньку отбирает маржу у ритейла. Сейчас же в потребительской корзине растет доля обязательных платежей семьи, а доля одежды и обуви так или иначе уменьшается. Потребители переходят на более экономные варианты, в результате чего некоторые сегменты сужаются, что в свою очередь влияет на работу определенных операторов.
— И все же, заметили ли вы какие-то позитивные сдвиги?
— 2016-й однозначно можно назвать годом роста эффективности украинских ритейлеров. Во-первых, стоимость производства в Украине на сегодняшний день является одной из самых дешевых в мире из-за девальвации гривны. Во-вторых, текущий уровень развития e-commerce в нашей стране позволяет активно создавать новые проекты в fashion-индустрии. Этим каналом очень активно пользуются молодые украинские бренды. Fashion-бизнес становится все более привлекательным для молодых предпринимателей еще и потому, что большое количество информации можно получать из открытых источников. Проведение разных фестивалей украинских брендов, запуск новых форматов c элементами популяризации отечественных брендов помогают им уже сегодня получить значительную долю продаж на рынке. В частности, наша компания запустила формат F'91, который предусматривает продажу продукции лучших украинских производителей собственного private label на одной крупной торговой площадке. Также есть проекты крупных мультибрендовых форматов, такие как «Всі.Свої», Names и др.
— Насколько долго продлится этот тренд?
— Я думаю, это будет достаточно длительный тренд. Во-первых, Украина исторически имеет хорошие предпосылки для развития fashion-индустрии, так как у нашей страны за плечами достаточно весомый опыт производства товаров легкой промышленности, которая давала около 15% всего ВВП в 1980-е годы. Кроме того, на сегодняшний день отрасль инвестиционно привлекательна (высокая маржинальность, средний уровень конкуренции), поэтому даже в существующих условиях можно вести бизнес прибыльно. Кризис дал многим новым проектам сильнейший толчок к развитию: те, кто начинал свой бизнес с участия в фестивалях или торговли в интернете, уже сегодня создают современные форматы офлайн-магазинов и открывают их на лучших торговых площадках страны. Соответственно, растет доля и эффективность таких проектов на рынке, формируется знание молодых брендов и лояльность к ним.
— Какие результаты деятельности компании Arber в прошлом году? Являются ли они позитивными для вас?
— Безусловно, они позитивные. Компания демонстрирует стабильные темпы роста. Это отображается в росте количества магазинов Arber. В настоящее время наша торговая сеть — это 110 площадок на территории страны, и их количество будет расти. К тому же мы запустили крупноформатную сеть F'91, что стало важным событием в истории нашей компании, так как это наша первая уверенная попытка работать в сегменте большого формата. В рамках развития этого проекта мы подписали договор о стратегическом партнерстве с компанией METRO.
Важным значимым фактором успешной работы в прошлом году стало расширение производственной базы. Мы открыли четыре новых производства разного ассортимента и таким образом обеспечили собственную торговую сеть ключевыми группами товаров.
— Расскажите, пожалуйста, более детально об этих производствах: где они разместились?
— Была открыта фабрика по пошиву женского ассортимента в Никополе Запорожской области, фабрика по производству джинсового ассортимента в Энергодаре Одесской области, фабрика кроеного трикотажа в Вознесенске Николаевской области и возобновлена работа фабрики в Тульчине Винницкой области, которая специализируется на производстве верхней одежды.
— Какие средства были инвестированы в открытие фабрик?
— Открытие новых производственных мощностей в легкой промышленности не требует значительных инвестиций. Следует отметить, что наша компания развивается только за счет собственных средств. По моему мнению, очень важным является тот факт, что запуск новых производств позволил уже на начальном этапе создать более 500 рабочих мест. С ростом объемов эта цифра будет только увеличиваться. В ближайшем будущем планируем значительное расширение нашей текущей производственной базы.
— То есть в настоящее время новое производство запускать не планируете, будете развивать существующее?
— Основной вектор будет направлен на развитие существующих производственных мощностей, но исключать факт открытия новых фабрик я бы не стал. Все возможно, мы все время держим «руку на пульсе».
— Сколько единиц товара в прошлом году было изготовлено на действующих фабриках компании?
— Около миллиона единиц. По сути, по итогам 2016 года мы увеличили объемы производства продукции почти на 70% по сравнению с 2015-м.
— Какую долю товара, продаваемого в магазинах вашей компании, на сегодняшний день обеспечивает собственное производство?
— Доля собственного производства в структуре наших продаж составляет около 85%. Остальное — аксессуары (ремни, обувь и др.) — мы закупаем в готовом виде у других украинских производителей.
— Сколько в прошлом году было открыто новых магазинов?
— В прошлом году мы открыли 15 новых магазинов. Основная часть новых площадок сосредоточена в столице. Кстати, Arber — это единственный бренд, у которого только в самом сердце Киева (на Крещатике) открыто четыре торговые точки, последняя из которых распахнула свои двери в феврале 2017 года возле Пассажа как флагманский формат: это наибольшая торговая площадка в нашей сети магазинов. Магазин уже достаточно успешно работает, но чуть позднее мы обязательно сделаем торжественное открытие, где соберем наших покупателей, партнеров и представителей СМИ.
— Какие ваши дальнейшие планы по экспансии?
— Мы намерены расширять ассортимент и повышать эффективность сети в целом путем ротации торговых точек — закрывать менее прибыльные магазины или магазины с меньшим потенциалом по объемам продаж и открывать новые, более качественные объекты. В начале текущего года, например, мы закрыли три магазина, которые не соответствовали нашим ожиданиям.
Кроме того, мы планируем качественное расширение формата через предложение новых видов товара, которые не были традиционными для нас в предыдущие годы.
— Какие именно виды товаров?
— Мы планируем развивать сегмент casual марки Arber — появятся новые модели верхней одежды и трикотажа. Некая внутренняя алхимия развития ассортиментной матрицы — создание новых моделей в соответствии с мировыми трендами, которые делают более разнообразным гардероб нашего целевого клиента. Основной вектор развития будет связан с принципиально новым уровнем развития нашей премиальной линии — Gregory Arber, представленной актуальными моделями из высококачественных материалов в широком ассортименте деловой и повседневной мужской одежды.
— Какой это будет ценовой сегмент?
— Gregory Arber работает в сегменте «средний плюс», текущая доля этой линии в нашем портфеле составляет 23%, но уже по итогам текущего года мы прогнозируем, что ее доля может вырасти до 30–35%. Мы видим огромный спрос на продукцию Gregory Arber на фоне сильного удорожания импорта.
— Какие дальнейшие планы развития торговой сети F'91?
— С этой сетью будет связано ключевое развитие нашего бизнеса в целом. На протяжении текущего года мы планируем открыть минимум 25 новых магазинов сети форматом от 500 кв. м. Безусловно, такие масштабные открытия станут ключевым фактором корпоративного роста нашей компании и, мы надеемся, окажут положительное влияние на развитие украинских брендов и рост индустрии в целом. В рамках проекта намечается огромная работа по созданию собственной торговой марки F'91, которая, следует отметить, уже достаточно успешно продается. Кроме того, мы постоянно работаем над привлечением лучших украинских брендов к участию в проекте.
— Остается ли в планах компании активная экспансия бренда на зарубежные рынки?
— Такие планы есть в отношении ТМ Arber. Работаем над активным развитием экспортных каналов продаж. В настоящее время мы рассматриваем несколько моделей сотрудничества — открытие магазинов Arber на условиях франчайзинга и работа с мультибрендовыми партнерами.
— На рынки каких стран вы планируете выйти?
— Это страны Восточной Европы, ряд стран СНГ и страны Ближнего Востока. На протяжении следующих 3–5 лет мы рассчитываем вывести экспортные продажи на уровень доходов бренда Arber на национальном рынке.
— Какие первые итоги работы мегасторов F'91 в составе ТЦ METRO?
— Результаты соответствуют нашим ожиданиям, поэтому на сегодняшний день уже достигнуты договоренности об открытии магазинов F'91 во всех ТЦ METRO на территории Украины в течение ближайших четырех месяцев. Для нас это вызов и огромная работа — открыть 18 магазинов в достаточно сжатые сроки. Кроме этого, мы ведем активные переговоры об открытии F'91 в лучших торговых центрах страны на протяжении текущего года. На первом этапе рассматриваем локации в Киеве, Одессе, Харькове, Днепре и Львове.
— Поделитесь деталями договоренностей с METRO относительно будущего вашего сотрудничества.
— Согласно условиям нашего сотрудничества, компания Arber Fashion Group представляет магазины формата F'91 во всех ТЦ METRO в Украине в качестве якорного арендатора и эксклюзивного оператора по одежде и обуви.
— Какие решения в логистике вы принимаете с целью повышения эффективности доставки?
— Сейчас мы принимаем абсолютно новые для нас решения в сфере логистики. Например, наращиваем мощность логистической инфраструктуры — расширяем систему и методы работы нашего логистического терминала, увеличиваем количество маршрутов и частоту отгрузки в неделю в разных направлениях. Впервые в своей практике используем широкую аналитическую базу для улучшения этой работы.
— Где находится ваш центральный логистический склад?
— Центральный склад находится в Одессе.
— Это ваш собственный логистический склад, или вы его арендуете?
— Это наши собственные складские мощности, и всеми процессами мы управляем самостоятельно.
— Не планируете строительство дополнительных складов?
— В первом полугодии текущего года мы планируем организовать региональный склад в Киеве. Скорее всего, он разместится на базе инфраструктуры компании METRO.
— Какой мировой бренд одежды служит для вас примером, на кого вы равняетесь?
— Наиболее авторитетной компанией для любого fashion-ритейлера является Inditex Group. Это пример, который вдохновляет не только нас. Компания инновационная, прибыльная и самая дорогая с точки зрения капитализации, управляет портфелем эффективных брендов и форматов.
Если же говорить о конкретных бизнес-моделях, то Arber мы строили на основе опыта Hugo Boss, сотрудничество c которым длится более 15 лет. Мы управляем франчайзинговым BOSS store в Одессе площадью более 400 кв. м, где представлены все линии бренда.
— А на кого вы равняетесь, развивая F91?
— На развитие проекта F91 нас вдохновил подход компании UNIQLO. Мы пытаемся создавать собственную коллекцию F'91, основываясь на принципах, на которых построена работа этого японского бренда одежды. Но, безусловно, по всем нашим направлением мы идем своим уникальным путем, основанным на собственном эффективном опыте работы с украинским потребителем и взаимодействия с ведущими мировыми брендами.
Автор: Татьяна Хомяк