Владимир Цой о закрытии бизнеса в России, открытии Pandora и собственных принципах ведения бизнеса

07.10.2016
12234

Александр Аврамчук

В Киеве 6 октября при содействии первого образовательного центра предпринимательства в Украине Startup Ukraine прошла встреча с владельцем MTI Владимиром Цоем. МТІ — один из крупнейших операторов на украинском рынке. В компанию входят магазины сети «Интертоп», монобрендовые магазины Ecco, Geox, Clarks, Armani Exchange, ювелирная сеть Pandora, сеть брендовых магазинов Samsung и Lenovo, логистический комплекс, сервисные центры. Владимир Цой рассказал, как создавался его бизнес, с какими трудностями он сталкивался и как их преодолевал

Предыстория

Бизнес Владимира Цоя пошел в гору после начала сотрудничества с Sony. В 1993 году он открыл первый магазин Sony в Киеве. Практически никто на тот момент не работал с такой известной компанией. Компания Цоя выкупила у Sony 100 самых недорогих моделей комплектов телевизоров и видеомагнитофонов, которые тут же перепродала. После этого MTI начала сотрудничать с Samsung, Sharp и Citizen. MTI расшифровывается как Mega Trade International.

Параллельно с торговлей электроникой в МТI появилось обувное направление. В Австрии Владимир Цой поехал к австрийскому обувному производителю Gallus, где договорился о покупке партии обуви. Потом партнеры побывали на обувной выставке в Дюссельдорфе, где подписали контракты с австрийской Hogl и немецкой Lloyd, и открыли в Центре развития моды первый обувной магазин.

О собственных брендах

Один из самых известных собственных обувных брендов компании — Braska. Идея к бизнесмену пришла 8–9 лет назад, но изначально бренд был представлен как английский, позже компания стала позиционировать его уже как украинский. Популярность продукта от этого не пострадала.

В этом году MTI создаст собственный бренд электроники — в компании заинтересовались системами энергосбережения и придумали системы для солнечных батарей. Больше подробностей о новом бренде Владимир Цой не сообщает.

В группу компаний MTI входит около 9 направлений бизнеса, она работает на рынках двух стран — в Украине и в Казахстане, в прошлом году был закрыт бизнес в России.

Закрытие бизнеса в России

Владимир Цой называет две причины закрытия бизнеса. Первая — экономическая. Бизнес в стране перед конфликтом состоял всего из 5–7 магазинов. В отличие от России, в Казахстане старт был быстрым и успешным из-за того, что там не было высокой конкуренции и компания быстро заняла лидирующие позиции. «А в России мы начинали без серьезного анализа рынка: поручили открыть десяток магазинов и особо не контролировали процесс, а оказалось, что открывали точки продаж не в тех местах. Были проблемы и в ассортиментной матрице, и в подборе персонала», — рассказывает бизнесмен.

К оптимальным бизнес-процессам в России компания подошла только к 2014 году, но это было время начала конфликта с Россией, и многие бизнесмены начали с осторожностью относиться к ведению дел там.

В бизнесе важен эффект масштаба: в России нужно было открывать как минимум 50 магазинов, чтобы за счет масштаба окупались некоторые затраты. Во время стагнации экономики на это понадобились бы большие инвестиции.

Вторая причина — вопрос конфликта. Для любого бизнеса очень важно понимание перспективы. «Мы по этой же причине закрыли и магазины в Крыму: мы не понимали, как ситуация будет развиваться. Это было бизнес-решение», — говорит Цой.

С чего началось направление Pandora

«Для нас это оказался очень неожиданный бизнес. Мы работаем с датской компанией Ecco, а их менеджер перешел в компанию Pandora. Он обратился к нам, чтобы развивать этот бизнес. Одно из правил бизнеса — делай то, что понимаешь и умеешь. Для нас бизнес с ювелирными изделиями был terra incognita», —  вспоминает Владимир Цой.

Его долго убеждали, одним из аргументов было то, что, в отличие от обуви, этот товар не обесценивается, а иногда остатки (золото, например) могут вырасти в цене. Компания открыла около 25 магазинов. «Несмотря на тот кризис, в котором мы находимся, бизнес каждый год растет, у людей есть и желание, и возможности приобретать этот товар», — резюмирует Цой.

О неудачах

«Если вы занимаетесь бизнесом, вы по натуре должны быть оптимистом. Вы должны сами себя мотивировать и показывать вашей команде, что вы верите в свою идею», — убежден основатель MTI.

У Владимира Цоя не получилось сделать прибыльной сеть магазинов электроники Protoria. Магазины сети были небольшие, а основной ассортимент находился в интернете. Было открыто около 25 магазинов, и текущие затраты в магазинах полностью убивали маржу, которую компания получала от продаж.

О продаже бизнеса

Должна быть возможность продать любой бизнес, если того требуют обстоятельства. Отношение к вопросу продажи бизнеса у Цоя двоякое: с одной стороны, бизнес жалко, но если смотреть рационально и если того требует экономическая ситуация, нужно или привлекать партнеров, или продавать. «Не всегда вопрос в заработке: иногда ваши личные обстоятельства могут складываться так, что вам нужно или уйти из бизнеса, или найти партнера», — убежден Цой.

Об увеличении рентабельности украинских брендов электроники 

Рынок электроники конкурентный, приходится подстраиваться. Другой вариант — искать незанятую нишу. Изначально компании получали 100% маржи из-за того, что никто, кроме них, этого не делал, но потом на рынок приходят последователи и маржа снижается. «При этом, на мой взгляд, 20%-ная наценка позволяет неплохо зарабатывать: вам просто необходимо оптимизировать текущие затраты», — говорит Цой.

Конкурентность украинских дизайнеров  

MTI сотрудничает с отечественными дизайнерами, развивая бизнес сети «Интертоп», 8 лет. Цой рассказывает, что в сети выставлялась одежда дизайнеров, сумки и аксессуары. «Для нас это не конкуренты, а, скорее, бизнес-партнеры: мы активно их поддерживаем на Неделях моды. Мы стараемся находить общие возможности, чтобы развивать бизнес вместе», — отмечает он.

О центрах ответственности в компании

Основной обязанностью любого руководителя является создание стратегии в бизнесе. Потом все вертится вокруг этого. Вы подбираете команду, создаете бизнес-процессы, те операционные вопросы, которые вы решаете, делаются для того, чтобы реализовать идею. В сотрудниках Владимир Цой ценит три качества: компетенцию, желание и умение работать в команде и мотивацию, когда у человека горят глаза и он сам мотивирует себя в работе.  

О знаниях

«Я нигде не учился в ходе эволюции бизнеса. Когда я окончил институт, все госпредприятия увольняли часть людей, переходили на новые методы работы, не брали специалистов. Моей настольной книжкой на тот момент был Филипп Котлер «Основы маркетинга». Все остальное я узнал путем проб и ошибок», — говорит бизнесмен.

Инвестиции в стартапы

Владимир Цой утверждает, что никогда не инвестировал в бизнес, где изначально не был акционером. «Я отношусь к поколению бизнесменов, которые приходили к успеху постепенно. Многие стартапы хотят быстро заработать. На мой взгляд, это несколько другая культура, и она немного плохая. Когда мы открываем магазин, это в первую очередь хороший ассортимент и сервис», — поясняет он.

Записала Валерия Дорош

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.