Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
В крупных сетях электроники доля продаж в кредит увеличилась до 50%
biz.liga.net
Спрос на потребкредиты растет. В крупных сетях электроники доля продаж в кредит практически достигла уровня 2013 года. Если в 2015 году только 20% товаров приобретались в кредит или рассрочку, то сейчас около 50%. Чаще всего в долг покупают смартфоны. Спрос населения позволяет банкирам держать высокие кредитные ставки. Об этом пишет ЛІГА.Финансы
Торговые сети рапортуют о росте кредитных продаж. «По сравнению с 2015 годом экономическая ситуация несколько стабилизировалась, и потребители чувствуют себя более уверенно, — говорит руководитель кредитного департамента Comfy Сергей Демьяненко. — Объем покупки товаров в кредит в сети вырос практически в два раза».
Один из основных факторов, влияющих на рост потребительских кредитов - отложенный спрос. Население откладывало покупку крупной техники в кредит последние полутора — два года. После стабилизации курса весной, покупатели вернулись в магазины.
Несмотря на потребительский интерес, новые банки не спешат окучивать плодородную почву. Основным игроком этого рынка остается «Приватбанк». По данным Gfk, на его долю пришлось 62% выданных кредитов на товары. Остальной рынок делят «АльфаБанк», ПУМБ, «Идея Банк», «ОТП Банк», «ПлатинумБанк».
Даже уход с рынка «Дельта Банка» и банка «Михайловский», которые агресивно вели себя на этом рынке, не привлек новые банки. «Долю Дельты и Михайловкого разобрали действующие игроки. В основном Альфа, ОТП и ПУМБ», — говорит и. о. директора по развитию розничного бизнеса «Альфа-Банка Украина» Алексей Пузняк.
Учитывая незначительную конкуренцию банки не улучшают условия кредитовния. Ставки по кредитам на товары составляют 24–56% годовых. Займы остаются дорогими из-за высокой стоимости привлеченных ранее ресурсов. В 2015 году и в первой половине 2016 года ставки по депозитам достигали 27–28% годовых. Повышает стоимость кредитов на товары высокая степень риска невозврата.
Чтобы заманить клиентов и скрыть высокую стоимость кредитов на товары, магазины техники и электронники совместно с банками продолжают использовать излюбленный трюк с нулевыми процентными ставками. Настоящая переплата по кредиту кроется в ежемесячных банковских комсииях (1–2,5% в месяц от суммы кредита) либо в страховке.
Дорогие перспективы
До конца года банкиры ожидают плавного увеличения спроса на кредиты на товары. «Но для активного возобновления потребкредитования в следующем году и выхода новых игроков нужны явные позитивные сигналы улучшения ситуации в стране», — говорит начальник сектора развития кредитования и страхования «ОТП Банк» Олег Качмар.
В следующем году также не произойдет революционных изменений на рынке. «Наши ожидания на следующий год также не слишком оптимистичны — при прогнозируемом росте экономики в 1,6–2,5%, объемы кредитования увеличатся более чем на 10%», — говорит Пузняк.
В то же время директор департамента по продуктам розничного бизнеса ПУМБ Ярослав Сковрон, предполагает, что в следующем году на этот рынок будут выходить новые игроки. Рост конкуренции может спровоцировать незначительное снижение ставок, но не более 1,5–3 п. п.