Чем привлекателен украинский рынок для европейского fashion-ритейла? Интервью с Марией Кокошкиной

18.04.2016
3388

vinpr.org

Мария Кокошкина, эксперт рынка fashion-ритейла, рассказала, что низкая покупательная способность украинцев наряду со страновыми рисками сдерживают выход европейских брендов на украинский рынок. Кокошкина прогнозирует, что, если не будет новых политических потрясений, в Украине в ближайшее время могут появиться новые европейские бренды

— Достаточно ли в Украине качественных торговых центров для принятия решения зарубежного бренда о выходе на рынок?

— В целом в нашей стране показатель концентрации торговых площадей невысок, но очень разный в разных регионах. К примеру, во Львове скоро будет три крупных профессиональных центра, и этого достаточно на данном этапе. Но в Днепропетровске и Харькове наблюдается определенный дефицит. Если посмотреть на города с невысоким уровнем доходов — Херсон, Черкассы, Луцк, Чернигов, то там присутствует по одному профессиональному торговому центру. При текущей покупательной способности этого вполне достаточно, и они довольно успешны. С другой стороны, в таких городах, как Ивано-Франковск, Кременчуг, нет крупных качественных центров, хотя там относительно высокие доходы населения.

В стране сохраняется дефицит торговых площадей, но он распределен неравномерно. Однако для выхода на рынок нового бренда и создания сети для работы в среднесрочной перспективе существующих торговых площадей вполне достаточно.

— Как влияет неравномерное распределение доходов населения на решение о развитии?

— Это очень важный показатель, и не во всяком городе бренд может работать. Поэтому показатели уровня дохода и количества населения — одни из ключевых.

— Какие сегменты наиболее привлекательны для выхода в Украину?

— Мне сложно говорить о категориях класса «люкс» и «средний плюс». Но анализ рынка показывает, что «средний плюс» находится в самом неблагоприятном положении и всегда проседает первым от экономических потрясений. С точки зрения доходов в Украине фактически отсутствует средний класс. Люди среднего класса есть в плане социальной группы по своей позиции, активности и так далее, но в плане доходов — это очень небольшая группа. Категория «люкс» более стабильна, и есть определенный процент людей со сверхвысокими доходами. Но в нашей стране категория «люкс» очень привлекательна для людей с уровнем доходов, который необязательно подразумевает люксовый, но у них появляется желание соответствовать и приобретать такие товары. Это наше отличие от западного рынка.

В целом сейчас по объему рынка наибольшим является «средний минус» и «средний». В то же время это низкомаржинальные сегменты. Но их нельзя противопоставить «люксовым» категориям, потому что очень мало кто работает и там, и там.

— Как влияет уровень узнаваемости бренда на решение о выходе в Украину?

– Я не думаю, что популярность бренда является причиной для его выхода в Украину. Бренд оценивает свою перспективу с точки зрения коммерческой выгоды, а не только предпочтений потребителя. Есть много брендов, которые даже в среднесрочной перспективе к нам не придут, хотя здесь есть определенное количество их фанатов. Стратегия брендов должна подразумевать развитие в выбранном регионе. Если регион попадает в зону интереса, то тогда уже можно отслеживать здесь интерес к бренду.

— Смогут ли украинские производители выиграть конкуренцию у западных брендов?

— Сейчас и в среднесрочной перспективе украинский рынок не во всех сегментах настолько сконцентрирован и насыщен, чтобы рост одного оператора шел за счет падения другого. Есть еще значительная доля покупателей, которая покупает товары в неорганизованной рознице в сегментах «средний» «средний минус», украинские производители в них присутствуют в значительной мере в неорганизованном формате. Это производители, которые просто шьют одежду и продают оптом через сеть представителей, но не имеют фирменной сети и не работают над ее созданием или построением бренда.

В сегменте детской одежды отечественные бренды смогут занять значительную долю рынка. Здесь относительно низкая конкуренция.

Многие украинские бренды ориентируются на сегмент «средний плюс», и здесь они также смогут занять свою долю рынка.

Если подытожить, то украинские бренды занимают малую долю рынка, находятся на начальном этапе своего развития и их рыночная доля не растет по экспоненте. Они в перспективе смогут занять менее конкурентные ниши, а не заберут долю у западных брендов.

— Чем сейчас привлекателен украинский рынок для зарубежных брендов?

– Для большинства украинский рынок находится в зоне высокого риска. Поэтому у нас готовы работать бренды из тех стран, которые считают такой риск допустимым, и он является для них приемлемым. Украинский рынок традиционно привлекал большим объемом, но в то же время покупательная способность является барьером для входа. Также накладываются страновые риски: таможенные, бюрократические, административные. Именно поэтому в Украине очень мало европейских материнских компаний. Западные бренды строят в большинстве франчайзинговые сети. Если считать по количеству, то более 90% западных брендов присутствуют в нашей стране по франшизе. Очень многие бренды не представлены официально, а продукция завозится местным бизнесом через серые схемы. Сейчас рынок в этом отношении постепенно становится цивилизованным, и если у нас не будет дополнительных потрясений, то еще появится несколько брендов, которые долго рассматривали Украину. Они либо уже приняли решение о выходе, либо примут в ближайшее время.

Автор: Александр Шокун

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.